Политики и ученые внимательно следят за плаванием сухогруза Yong Sheng, принадлежащего контролируемой китайскими властями компании Cosco и следующего под флагом Гонконга по Северному морскому пути (СМП) через Берингов пролив и пролив Вилькицкого, вдоль российской береговой линии.
Использование СМП позволило судну выиграть две недели пути по сравнению с традиционным маршрутом доставки грузов из Китая в Европу по морю через Индийский океан и Суэцкий канал (45 – 48 дней). Любая возможность сократить пребывание груза в пути означает существенное снижение издержек для судовладельцев, импортеров и, соответственно, потребителей, сообщает “Немецкая волна”.
Yong Sheng покинул порт Тайцан близ Шанхая с 20 тыс. тонн металлических изделий на борту. В голландском Роттердаме его ожидают 10 или 11 сентября. Это первый коммерческий контейнеровоз, который совершает путешествие из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по Северному морскому пути.
Сейчас, на фоне потепления климата, в арктических водах меньше льда, чем в последние десятилетия, и объемы перевозок по Северному морскому пути стремительно растут. К тому же СМП, как пояснил журналистам менеджер Cosco, намного безопасней традиционного маршрута, на котором между Индонезией и Малайзией, а также у берегов Сомали можно натолкнуться на пиратов. Да и сам Суэцкий канал в условиях обострения внутриполитической ситуации в Египте представляется не такими уж надежными морскими воротами.
Северный морской путь представляет собой кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность – примерно 15 тыс. километров, что почти на 4,5 тыс. километров короче, чем путь через Суэцкий канал. В 2012 году по СМП прошло 46 судов – против 34 в 2011-м и всего четырех в 2010 году. В этом году российские власти смогли разрешить уже 400 рейсов вдоль своих берегов. Маршрут открыт с июля по конец ноября.
СМП, в прошлом исключительно российская вотчина, сегодня активно осваивается иностранцами, и прежде всего китайцами. Первый китайский ледокол прошел по Севморпути в 2012 году. КНР даже объявила о сенсационных планах освоения так называемых “полярных владений СССР”.
Развитие трансконтинентальных перевозок и использование Северного морского пути стали основными темами обсуждений на завершившемся 6 сентября 17 заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта.
“Та грузовая база, которая формируется в Китае, играет ключевое значение в грузообороте стран АТР и Европы, – заявил по его итогам министр транспорта РФ Максим Соколов, возглавивший российскую сторону подкомиссии. – По этой причине мы рассматриваем сразу несколько новых направлений, включая скоростные контейнерные перевозки с восточного побережья. Также важное значение придаем развитию Северного морского пути, так как китайская сторона проявляет к этому новому коридору повышенный интерес”.
Китай, на долю которого приходится более 20% общего объема мировой торговли, при этом свыше 70% импорта и 55% экспорта – морским транспортом, активно развивает судоходство, считая весьма перспективными грузоперевозки по арктическому СМП.
“Независимая газета” обнаружила на сайте Администрации СМП при Министерстве транспорта РФ три разрешения на плавание Yong Sheng в акватории СМП. В этом году были также выданы разрешения на прохождение судна Da Cai Yun того же судовладельца на 20 августа – 10 сентября и судна Hong Xing без ледовых усилений, принадлежащего китайско-польской компании на срок с 15 июля по 25 августа. 1 июля Da Cui Yun получил разрешение сроком с 10 августа по 28 сентября. Кроме того, имеется разрешение для судна Nordic Bothnia, следующего под флагом Гонконга, на 5–30 сентября.
Вслед за Китаем в обход России собираются направить свои суда по СМП Индия и Сингапур. Кроме того, европейские страны демонстрируют готовность принимать товары из Азии по СМП, отмечала недавно британская газет The Guardian. Так, Исландия при поддержке Германии собирается строить крупный порт на северо-восточном побережье. Шотландия изъявила желание создать специальный порт для заправки судов, прибывших по СМП, и дальнейшей доставки грузов в Роттердам, Гавр, Ливерпуль и Лондон.
По информации Национального центра по мониторингу снега и льда США, площадь арктических льдов с 1979 года уменьшилась на 53%.