Сирийская паутина

Сегодняшний сирийский конфликт — это зеркало, в котором отразилась вся тупиковость современной дипломатии, вся зыбкость нынешнего мироустройства, считает известный писатель и публицист Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

626568

Два с лишним года в Сирии идет гражданская война. Ну, идет и идет. Не первая и не последняя в арабских странах. Пусть, в духе нынешних международных правил, сирийцы сами разбираются в своих проблемах.

Так-то оно так, но… За эти два с лишним года убито 110 тысяч мирных жителей. И эта страшная цифра мешает прочим странам равнодушно стоять в стороне. Вон, в Белоруссии даже не убили, а просто посадили нашего соотечественника — вся печать гудит. И правильно гудит — зачем нам власть, которая не способна защитить гражданина России? А тут — 110 тысяч погибших стариков, женщин и детей. Их-то кто должен защищать? Того же Обаму американские правозащитники со свету сживут, если он позволит десятками тысяч убивать ни в чем не повинных людей.

А тут еще проблема беженцев жестоко бьет по соседям Сирии. Два миллиона беглецов — цифра страшная. Ведь их всех надо где-то селить, чем-то кормить, лечить при неизбежных эпидемиях, а детей еще и учить. В каких бюджетах заложены средства на такую ораву пришлых людей? Отчасти и поэтому Турция готовится к войне с Асадом: война обойдется дешевле, чем катастрофически растущая масса беженцев.

Мы все живем в своих квартирах, сами решаем свои житейские проблемы, в чужие не лезем. Но если за стенкой кричат — «Помогите, убивают», мы что делаем? Правильно — звоним в полицию. А куда звонить, если убивают тысячами?

США сегодня часто называют планетарным полицейским — где что ни случись, они тут как тут со своей дубинкой. Но как быть, если на нашей планете без полицейского не обойтись? Кто будет выручать мирных людей, которым дела нет до чьих-то властных или религиозных амбиций? Вот и сложилось так, что в каждом околотке земли время от времени возникает свой околоточный. Когда Пол Пот во имя отдаленного светлого грядущего сотнями тысяч убивал своих земляков, роль полицейского сыграл соседний Вьетнам, освободивший камбоджийцев от коммунистического изувера. Когда в небольшой африканской стране захватил власть людоед Бокасса (людоед не только в переносном, но и в прямом смысле слова — поругавшись со своим министром, диктатор убил его и съел) — роль полицейского досталась Франции. А в 2008году полицейским стала Россия — а что оставалось делать, когда честолюбивый грузинский президент Саакашвили отправил регулярные войска поразбойничать в Южной Осетии?

По идее, планетарным полицейским должен быть Совет безопасности ООН. Но постоянные члены Совета не так уж часто умеют договариваться между собой. И тогда приходится поступать не по закону, а по понятиям. То есть, так, как решает спорные проблемы воровская элита. Вот и сейчас, когда под Дамаском от газовой атаки погибло полторы тысячи людей, вполне возможен именно такой способ выбираться из сирийской паутины. Конечно, лучше бы по закону — но закон уперся лбом в тупик, выхода из которого не видно.

Самое нелепое в данной ситуации то, что любые результаты гражданской войны несут великим и не великим державам одни только болезненные хлопоты. Кому нужна победа Асада? Кому полезен захват власти его противниками?

Сам по себе Асад не нужен никому. Народ был бы только рад от него избавиться хотя бы потому, что династия Асадов смертельно надоела. Арабские страны его ненавидят и охотно подкармливают его врагов. Американские власти не могут себе позволить поддержку диктатора, убившего больше сотни тысяч подданных. Россия? Но зачем нам такой камень на шею? Не так давно Сирии списали огромный долг, десять миллиардов долларов. Асад охотно заключил с нашими оружейниками масштабные договора, торопит с новым оружием, но деньги не платит. К тому же нетрудно догадаться, что будет, если Асад удержится во власти — он тут же выберет в покровители того, кто побогаче. Так поступают все диктаторы, и с чего бы Асаду нарушать выгодную традицию?

А повстанцы — кому нужна их победа? США, Израилю, России? Увы, опять-таки, никому. Хаос и бестолковщина — лучшая среда для терроризма. Многие хитроумные правители забрасывают удочки в мутную воду, но рыбка чаще всего достается именно кровавой международной шпане. В борьбе за власть между авантюрными группировками обычно побеждают самые жестокие и беспринципные. Так что Сирия вполне может стать достаточно комфортабельной школой и базой для разного рода бандитских сообществ, которые способны прославиться среди коллег только одним способом. А это значит — опять будут рушиться американские небоскребы и взрываться в воздухе российские самолеты. Кому это выгодно?

Не выгодно никому. Но страшна сила инерции: чтобы не потерять лицо, великие державы вынуждены поддерживать своих союзников, которые на самом деле никому не союзники: просто безбашенные авантюристы, которых возбуждает и радует вид чужой крови на чужом асфальте.

Как мог бы разрешиться сирийский конфликт? Пути известны. Властитель, не способный навести в стране хоть какой-нибудь порядок, уходит в отставку, новый лидер, пусть из той же колоды, обещает всеобщую амнистию и садится за стол переговоров с вчерашними смертельными врагами. Увы, в Сирии такое вряд ли возможно. Асад не дурак, он понимает: уйдет — догонят. Он помнит судьбу собратьев по неограниченной власти: Саддама Хусейна судили и повесили, Каддафи вытащили из канализационной трубы и пристрелили без всякого суда. Асад тысячами убивает безоружных людей не потому, что закоренелый негодяй — он просто, как умеет, борется за свою жизнь. Повстанцам тоже отступать некуда, у них выбор скромный: смерть со славой или смерть без славы. Со славой все-таки приятней.

Принципы, на которых держалось устройство мира после Второй Мировой Войны, разваливаются на глазах. Даже принцип невмешательства в чужие дела — он гуманный или подлый? Как можно не вмешиваться, когда, допустим, Пол Пот уничтожает собственный народ? Как можно не вмешиваться в конфликт, когда вопреки всем законам и запретам применяется химическое оружие — кем бы оно не применялось?

В сирийском зеркале видно, как покачнулось и скособочилось здание современного миропорядка. Оно нуждается в очень серьезном ремонте. Независимо от того, кто победит в сирийской гражданской войне, человечеству придется проверять старые и вырабатывать новые правила поведения на нашей общей планете. Жизнь по понятиям обходится людям слишком дорого.

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

На фото:  Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Ранее

«Французский» викенд челябинского губернатора

Далее

Не долгая дорога в Стрельню

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru