Французские вертолетоносцы должны были обеспечить прикрытие российской экспансии в Арктике
Подошла к концу трагикомическая эпопея с неудачной попыткой российского правительства приобрести французские «супервертолетоносцы» «Мистраль». Нам вернули немного денег и часть оборудования. И Франция, и Россия потеряли политическое лицо, но это не впервой.
И вот теперь можно, не опасаясь негативно повлиять на ход этого «спецпроекта» Минобороны РФ, высказать некоторые догадки в части того, кому эта затея была нужна, и почему она сорвалась.
На бытовом уровне принято считать, что покупку «Мистралей» затеял некто Сердюков, который был в то время министром обороны. Затеял ради откатов и прочих маленьких чиновничьих радостей. Охотно верю, что Сердюков рассчитывал на какой-то небольшой профит от сделки с «Мистралями». На самом деле он там был, как говорится, десятым в очереди. Современные и хорошо зарекомендовавшие себя десантные корабли были нужны российской госкомпании «Роснефть» для претворения в жизнь грандиозных экспансионистских планов ее главы Игоря Сечина.
До начала эпохи антироссийских санкций у «Настоящего Игоря Ивановича» была иде-фикс – освоение арктического и дальневосточного шельфов России с помощью западных «стратегических партнеров», а главное – западных технологий. Вместе с тем он прекрасно понимал, что не сегодня-завтра грядет большая драка с теми же стратегическими партнерами за природные ресурсов Арктики и Дальнего Востока. Война за передел и шельфовых владений и глубоководных месторождений углеводородов.
А в таких случаях доброе слово и пистолет всегда лучше, чем только доброе слово, как завещал незабвенный Аль Капоне.
Поэтому менеджмент «Роснефти» раньше других российских «корпоратов» взял курс на создание де-факто своей собственной ЧВК( частной военной компании). Почеркну – де-факто, а не де-юре.
Игорь Сечин не хотел покупать «Мистрали», он хотел приобрести лицензию на их производство в России. Это не отвечало интересам Сердюкова, который мыслил личностными категориями. Все же правительственную делегацию, которая подписала контракт с французами, возглавил Сечин.
Согласно условиям контракта «Мистрали» были усилены до ледового класса. Он и были также адаптированы под российское вооружение и системы связи, стали более вместительными и автономными, гораздо лучше защищены от атак с моря и воздуха. Изменились толщина и состав стали корпусов – они усилены до ледового класса. Изначально русские «Мистрали» строились под конкретные климатические условия – для северных широт со сложной ледовой обстановкой.
Предполагалось их базировать в Североморске и Владивостоке. В этих городах «Роснефть» создала свои собственные портовые и судоремонтные структуры. «Мистрали» способны действовать на расстоянии до пяти тысяч километров от баз снабжения, то есть проводить «десантные, миротворческие и спасательные операции» в районе континентального шельфа России. Спасать там можно лишь нефтяные месторождения. На договоре о строительстве стоит подпись Игоря Сечина, тогдашнего вице-премьера, нынешнего главы «Роснефти».
Думаю, что в момент подписания эпохального контракта, он окидывал мысленным взором недалекое будущее и видел, как великолепные французские корабли идут к морским нефтяным платформам в Арктике и на Дальнем Востоке, взламывая мелкий лед на своем пути. На их борту – смена нефтяников-вахтовиков, батальон морского спецназа полтора десятка вертолетов и сорок танков, чтобы дать отпор любому, кто посягнет на российские нефтяные угодья.
Это был бы чудесный исторический парадокс – корабли, построенные с стране, члене НАТО, защищают Россию в потенциальных конфликтах с тем же НАТО.
Однако, не сложилось. США надавили на французов и те не смогли им отказать. А отказали русским. И лично Игорю Сечину, шансы которого стать сенатором как Владимир Якунин сегодня как никогда высоки.
Руководителя ведь оценивают на за великолепие замыслов, а за успешность их реализации. Да и денег французы вернули маловато. Видимо они объяснили российским контрагентам, что недостающую долю можно и нужно поискать в конкретных кабинетах российских чиновников.
Как бы то ни было, время потеряно. Придется строить свои десантные корабли, которые помогут нашим нефтяникам защитить российские интересы там, где они пересекаются с интересами наших западных оппонентов.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: joinfo.ua
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com