И урезало ему целевые показатели
Минэкономики в разрабатываемой им стратегии развития малого и среднего бизнеса отказалось от амбициозных планов по удвоению его доли в ВВП с 21% до 40% к 2030 году — такая цель была заявлена в начале подготовки документа. В новом варианте стратегии, который министерство должно внести в правительство до 1 октября, показатель будет снижен до 26%. Предприниматели разочарованы новыми, хотя и более реалистичными целями и надеются на появление в стратегии акцента на обеспечение бизнеса финансовыми ресурсами.
Как рассказали “Ъ” несколько участников рабочей группы по подготовке “Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года”, Минэкономики на ее заседании 31 августа прислушалось к требованию перестать “плодить массивные документы”. Ведомство потребовало от ответственного разработчика — РАНХиГС — сократить 200-страничный “черновик” до 40 страниц. Замглавы Минэкономики Олег Фомичев, курирующий разработку документа, согласился, что стратегия должна носить прикладной характер — за базовый будет принят вариант (есть в распоряжении “Ъ” в версии от 19 августа) в “выхолощенном” виде.
Работу над сокращением стратегии решено перевести в рабочие подгруппы, которые определят приоритеты. “Они должны исходить из потребностей малого бизнеса. Ключевой вопрос — обеспечение финансовыми ресурсами. Необходимо более дешевое финансирование на более длительный срок — внедрение факторинговых схем и развитие гарантий и поручительств, микрофинансирование”,— заявил “Ъ” глава центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства “Опоры России” Иван Ефременков. Говорят в рабочей группе и о поддержке экспорта: разбивку предприятий на “массовые” и “драйверы научно-технологического и инновационного развития” (их определения, впрочем, в стратеги нет) дополнят “экспортно ориентированными” предприятиями. Также среди предложений по сокращению документа впервые прозвучала идея “Деловой России” “отвязаться” от макроэкономических прогнозов Минэкономики, поскольку “экономические предпосылки изменились” (см. также текст на этой стр.) и упразднить из текста часть целей — в частности, показатели рейтинга “Doing Business”, слабо связанные с малым бизнесом.
Эта группа предложений стала одним из главных разочарований, рассказали “Ъ” несколько участников рабочей группы. Так, в июле на первом заседании группы Минэкономики называло целью удвоение доли малого бизнеса в ВВП с 21% до 40% — но к началу сентября показатель был снижен до 26,6%. “В министерстве просчитали экономическую модель, и получилось, что эта цель трудновыполнима. Нет понимания, за счет каких инструментов ее достигать. Поэтому и отказались”,— говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ходом обсуждения. “Если миссия малого бизнеса, как прописано в стратегии,— “стать локомотивом инновационного развития и улучшения структуры экономики, а также социального развития”,— то с такими целевыми показателями это практически невозможно. Даже если не менять систему господдержки, этот показатель и так будет достигнут. Получается, что стратегия пишется для отмашки”,— говорит другой участник рабочей группы. “Компенсировать” снижение показателя доли МСП в ВВП чиновники предполагают удвоением оборота малых и средних предприятий в 2,4 раза и ростом производительности труда в 1,9 раза к 2030 году — однако экономической модели, в которой это возможно, не приводят.
В правительство документ должен быть внесен до 1 октября.