Партнером сети стала РЖД
Х5 Retail Group будет развивать свою сеть “Пятерочка” не только в военных городках, но и на привокзальных территориях: ритейлер договорился с “дочкой” РЖД открыть в течение четырех лет порядка 300 магазинов на вокзалах и в депо. Инвестиции в проект эксперты оценивают до 5 млрд руб.
Одна из крупнейших российских продовольственных сетей — “Пятерочка” (входит в X5 Retail Group) и ОАО “Железнодорожная торговая компания” (ЖТК, дочерняя структура РЖД) подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ритейлер откроет около 300 магазинов под брендом “ЖТК-Пятерочка” до 2019 года. Магазины будут располагаться на вокзалах, привокзальных территориях и на других объектах инфраструктуры РЖД, пояснили в X5. Первые пять универсамов заработают до конца 2015 года, сообщается в совместном пресс-релизе партнеров. Заместитель гендиректора ЖТК Александр Сосковец уточнил, что пилотные магазины будут открываться в Центральном федеральном округе.
Открытие универсамов будет происходить по модели обратного франчайзинга. Таким образом, операционное управление объектами будет осуществлять ЖТК. “Пятерочка” примет участие на этапе запуска магазинов, взяв на себя ремонт, закупку оборудования, IT-сопровождение, обучение персонала, логистику, рекламную поддержку и т. д. Средняя площадь новых магазинов составит 350 кв. м, ассортимент будет включать около 4 тыс. наименований.
ЖТК основана в 2007 году на базе имущества дорожных центров рабочего снабжения, 99,99% компании принадлежит госмонополии РЖД. Сегодня, по данным сайта компании, в ее розничную сеть входит 750 объектов, расположенных по всей сети железных дорог в стране. Торговые предприятия ЖТК представлены магазинами у дома, мелкорозничными павильонами и киосками.
Партнерство с X5 нужно ЖТК, чтобы сделать свою розницу более современной и технологичной, тем более что X5 готова инвестировать в инфраструктуру, поясняет господин Сосковец. Ритейлер может вложить до 10 млрд руб. в этот проект, передал вчера ТАСС, ссылаясь на сообщение компании “Бизнес Диалог” (организатор выставки ЭКСПО 1520, на которой Х5 и ЖТК подписали меморандум о сотрудничестве). В пресс-службе X5 отказались прокомментировать эту информацию. По оценке аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, затраты на открытие одного магазина составят до 8 млн руб. С учетом реконструкции и ремонта помещений совокупные инвестиции, считает она, могут достигать 5 млрд руб. “За счет партнерства с ЖТК ритейлер может получить локации с высокой концентрацией потенциальных покупателей, дополнительную выручку, лояльность бренду”,— говорит госпожа Колупаева. В настоящее время, напомнила она, франчайзинг занимает совсем небольшую часть бизнеса X5.
С августа прошлого года “Пятерочка” заключает уже четвертое подобное соглашение. Другими партнерами сети являются “Военторг” (до конца года запланировано открытие около 100 магазинов “Военторг-Пятерочка” в военных городках), Московский региональный союз потребительской кооперации (на его площадках может появиться до 170 “Пятерочек”) и “Ростелеком” (около 300 магазинов в 2015-2017 годах).
“Пятерочка” — основной формат Х5, который приносит около 72% выручки компании. Из 5971 магазина, управляемого ритейлером, под брендом “Пятерочка” работает 5273 (данные на 30 июня 2015 года). В первом полугодии 2015 года чистая розничная выручка дискаунтера составила 274,6 млрд руб., увеличившись на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Совокупная выручка всех форматов за этот период выросла на 27,3%, до 380,7 млрд руб. X5 — второй по размеру выручки ритейлер в России. По итогам 2013 года компания уступила лидерство сети “Магнит”, оборот которой в первом полугодии этого года превысил 453 млрд руб.— на 30,04% больше, чем в первом полугодии прошлого года.