Америка хочет отрезать Асада от российских поставок
Противостояние между Россией и Западом по сирийскому вопросу резко обострилось после появления информации об участии российских военных в боевых действиях на стороне президента Башара Асада. И хотя официальные представители Москвы эти сообщения опровергают, США пошли на беспрецедентный шаг: вчера власти Греции подтвердили, что получили запрос Вашингтона с просьбой закрыть воздушное пространство страны для пролета российских самолетов с гуманитарной помощью для Сирии. Власти США предупредили: если слухи об усилении российского военного присутствия на территории этой страны подтвердятся, это “может привести к дальнейшей эскалации конфликта”, а также к прямому столкновению с силами международной коалиции, которая борется в Сирии с “Исламским государством” (ИГ).
Предупреждения Вашингтона об угрозе “дальнейшей эскалации” сирийского конфликта переросли в первые практические шаги — пока дипломатические. МИД Греции вчера подтвердил получение запроса Вашингтона с просьбой закрыть воздушное пространство страны для пролета российских самолетов с гуманитарной помощью для Сирии. Предоставить разрешение на полеты Москва просила на срок с 1 по 24 сентября.
Комментируя требование США, замглавы международного комитета Совета федерации РФ Владимир Джабаров заявил “РИА Новости”, что если Греция закроет свое воздушное пространство, Москва может разработать новые маршруты полетов в Сирию. Впрочем, это может оказаться весьма затруднительным. Для того чтобы попасть в Сирию (даже кружным путем), самолетам из РФ почти неизбежно придется преодолевать воздушное пространство либо Турции, либо Ирака. Турция — член НАТО, к тому же настроена резко критически по отношению к Башару Асаду, Ирак же слишком сильно зависит от США, возглавляющих международную коалицию по борьбе с ИГ. Обе эти страны в случае резкого давления Вашингтона едва ли смогут ему противостоять и оставить свое воздушное пространство открытым для российской авиации.
Впрочем, остается еще один путь — долгий, но зато политически надежный: оказывать помощь Дамаску через его главного союзника — Тегеран. За годы сирийского конфликта Иран, хотя и не граничит с Сирией, наладил маршруты (главным образом через тот же Ирак) регулярных поставок дружественному режиму в Дамаске необходимых грузов. По словам одного из источников “Ъ”, близкого к госструктурам РФ, с некоторых пор Москва и Тегеран координируют свои усилия с целью “поддержать на плаву” режим Башара Асада, испытывающий в последнее время серьезные проблемы сразу на нескольких фронтах.
Вчера глава МИД Ирана Джавад Зариф в очередной раз поддержал Дамаск, заявив, что ответственность за кровопролитие в Сирии несут те страны, которые призывают сместить Башара Асада. В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова вчера же назвала “фальсификацией” появившиеся в ряде европейских СМИ сообщения, что Москва заключила с Вашингтоном и Эр-Риядом договоренность об отстранении от власти сирийского президента.
Госпожа Захарова также сообщила некоторые подробности состоявшегося в конце прошлой недели телефонного разговора между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри. По ее словам, российский министр подтвердил своему собеседнику, что Москва “всегда оказывала и оказывает” военную помощь Дамаску.
“Российская сторона никогда не скрывала, что поставляет военную технику официальным сирийским властям с целью борьбы с терроризмом”,— добавила Мария Захарова. В свою очередь, как стало известно журналистам из источников в Госдепартаменте, Джон Керри не стал скрывать своей озабоченности, предупредив господина Лаврова, что “предположительное наращивание военного потенциала России в Сирии” может привести к “увеличению потока беженцев”, а также к возможному “столкновению с коалицией, которая борется с “Исламским государством””.
Предостережение Джона Керри в очередной раз подтвердило принципиальные различия в подходах Москвы и Вашингтона к урегулированию сирийского кризиса. Вашингтон, хотя и проводит военную операцию против ИГ, параллельно настаивает на смещении Башара Асада, считая его первоисточником всех нынешних проблем в Сирии. Москва же, напротив, рассматривает режим в Дамаске как естественного союзника антитеррористической коалиции, предупреждая: в случае свержения Башара Асада контроль над столицей и над большей частью территории Сирии захватит вовсе не поддерживаемая Западом “умеренная оппозиция”, а радикальные исламисты. Информация о возможном присутствии в Сирии российских военных только усилила недоверие Запада к Москве и неприятие ее позиции.
Напомним, в конце прошлой недели газета The New York Times со ссылкой на неназванные американские источники сообщила: на одной из сирийских военно-воздушных баз были зафиксированы российский передовой отряд и передвижная авиадиспетчерская станция. До этого аналогичные данные появились в израильской прессе, где со ссылкой на представителей воюющих против Дамаска радикальных суннитских группировок была опубликована информация о прибытии в Сирию российских военных летчиков, самолетов Су-34 и Су-27 и разведывательных беспилотников “Пчела-1Т”. Британская газета The Times сообщила о видеозаписи, фиксирующей, что российские военные ведут в Сирии боевые действия на бронетранспортерах БТР-82А. Наконец, в турецких СМИ и блогах появилась информация, что через Босфор проследовали три российских десантных корабля: “Николай Фильченков”, “Королев” и “Новочеркасск”, а также учебный корабль “Смольный” якобы “с вооружениями, закрытыми камуфляжной сеткой”.
Высокопоставленный источник “Ъ” в Генштабе назвал появившиеся сообщения о присутствии российских военнослужащих в Сирии “сильным преувеличением”. Но при этом оговорился: “ряд военных специалистов, не представляющих собой ударной силы”, на территории страны все же есть.
Вчера же пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что “не располагает информацией” об усилении российского военного присутствия в Сирии, подтвердив, впрочем, что Москва и Дамаск поддерживают “рабочие контакты” и что “идет взаимодействие с сирийскими властями”.