Arcanum Imperii ( Тайная власть)

О духовной генеалогии управления миром

9182_900

Известный российско – армянский  военный эксперт  Рачья Арзуманян сделал удивительно открытие. Оказывается, американская стратегия мягкой силы и сетецентрических войн восходит к временам глубокой древности, эпохе поздней античности.

Вот его пост в Фейсбуке от 7 сентября:

«Сложно объяснить словами то, чем я занят уже почти десять лет. Пытаясь нащупать, сформулировать штрихами-словами возможные пути Армянского мира (Ашхара) в 21 веке погружаешься в проблему войны и, неизбежно, мира и чрезвычайного положения. Ответственное отношение, понимание цены ошибки вынуждает тебя подниматься выше (погружаться глубже), переходя уже к политической философии и философии «чистой», проблемам жизни и смерти, управления обществом, государством как философской проблеме.

Но и этого оказывается недостаточным, так как становится очевидным, что все данные темы проистекают, являются проекциями теологических идей и доктрин. Достижение целостной картины требует прояснения и вскрытия данного пласта. Без этого достичь целостной картины не получается. Во всяком случае, у меня.

И в этом более чем интересном интеллектуальном путешествии-исследовании порой становятся видны связи, о которых, оставаясь в рамках только войны/мира, политики, проблемы управления обществом/государством, не разглядеть.

Наверное это можно называть удивлением, когда обнаруживаешь в текстах христианского теолога 2 века («наследника» Аристотеля), посвященных проблемам Провидения, идеи и даже терминологию, лежащую в основе операций, базирующихся на достижение эффектов. Это последняя глава первой книги, посвященной проблемам сложного мышления, Сети и сетецентрическим военным концепциям».

Как выяснилось, Рачья читал книгу знаменитого итальянского философа современности Джорджио Агамбена «The Kingdom and the Glory», завершающую  часть трилогии Homo Sacer ( «Человек обреченный») наткнулся на такой пассаж:

«Defining in this way the nature of the providential act, Alexander transmitted to Christian theology the possible canon of a divine gubernatio of the world. Whether providence manifests itself only in the universal principles or descends to earth to look after the lowest particular things, it will in any case need to pass through the very nature of things and follow their immanent “economy.” The government of the world occurs neither by means of the tyrannical imposition of an external general will, nor by accident, but through the knowing anticipation of the collateral effects that arise from the very nature of things and remain absolutely contingent in their singularity. Thus, what appeared to be a marginal phenomenon or a secondary effect becomes the very paradigm of the act of government».

В моем авторском переводе это звучит так:

«Определяя природу как акт творения, Александр наделяет христианскую теологию потенциальным мандатом на божественное управление миром.

Проявляет ли провидение себя посредством универсальных принципов, или спускается на землю, чтобы вникнуть в самые обыденные явления, оно вынуждено постичь саму природу вещей и  понять их внутреннее устройство.

Управление миром осуществляется не через тираническое наложение внешней высшей воли, ни волею случая, а через осмысленное предвидение последствий побочных эффектов, которые возникают из самой природы вещей и остаются абсолютно зависимыми от ее  особенности. Таким образом, то, что ранее было маргинальным феноменом или побочным эффектом, становится парадигмой  акта управления миром».

Агамбен здесь  рассказывает о концепции божественного Провидения в интрепрептации толкователя Аристотеля, христианского теолога-стоика второго века Anno Domini Александра  из Афродизиаса  (  Alexander of Aphrodisias, La provvidenza, pp. I02-103), изложенной им в книге «О провидении».

Операции, базирующиеся на достижении эффектов ( Effect Based Operations) – это одна из основополагающих  частей стратегии сетецентрических войн, разработанной американскими стратегистами ( так они сами себя называют).

Так перевел этот термин Арзуманян, с чем я не  вполне согласен. Это своего рода операции с кумулятивным эффектом. Каждая из них сама по себе может показаться малозначимой, а взятые вместе, они способны обрушить национальную безопасность  страны-мишени ( а вот это уже мой собственный термин), зачастую без применения военной силы.

«Так получается, что «Effect Based Operations» это возможно операции основные. Жесткие иерархические структуры и методы остаются и работают, но решающие усилия проходят “мимо” них, на кончиках пальцев, через иррегулярные среды и методы», – так трактует Арзуманян.

У Агамбена и Александра Афродизиасского эта стратегия  изложена лаконично и четко.  Стратегия божественного Провидения, которому пытается подражать современная военная мысль Запада.

Не думаю, что авторы сетецентрической стратегии Себровски, Гарстка и Джонсон читали Агамбена (хотя все может быть) и уже тем более античного теолога. Дело в том, что Западный мир сумел сохранить преемственность научных школ и фабрик мысли на протяжении  тысячелетий.

Был, правда, ментальный и гносеологический провал на протяжении Темных веков, когда научное наследие античности было сохранено и приумножено арабами. Но учителем и советником возродившего западную ученость Карла Великого был  этнический римлянин, патриций, выходец с Британских островов и ученик в свою очередь Бэды Достопочтенного  Алкуин Флакк Альбин, по прозвищу Алкуин Йоркский.

По совету Алкуина Карл Великий  остановил  завоевания и приступил к строительству европейского христианского общества. Были открыты сотни монастырских школ, где обучались будущие чиновники  и священники Европы. Под руководством Алкуина был разработан и внедрен новый  шрифт – «каролингский минускул» – благодаря простоте и удобству которого письменность и грамотность стала общедоступной. Карл за годы своего правления издал 65 капитуляриев-указов-которые положили основу средневековому праву. Алкуин  написал основополагающие труды по вопросам литургии, ставшие основой христианской католической обрядности. Алкуину удалось найти удачное сочетание местных национальных обрядов с  римской церковной обрядностью, что сделало христианскую мессу  чрезвычайно популярной в народе. Современные эксперты считают, что именно развитие хорового пения в католической церкви послужило толчком к  всплеску креативного внелогического мышления в более поздние века, благодаря чему стала возможной научно-техническая революция.

Труды великого императора  были продолжены его  преемниками, Людовиком Благочестивым и Карлом Лысым, и получили название Каролингского возрождения.

Современные историки, например Жак Ле Гофф, считают каролингское возрождение, так стали называть реформы Карла Великого,   в силу его  малой распространенности, не вполне полноценным. И упрекают Карла Великого в том, что он пресек просветительскую традицию Меровингов, когда в монастырских школах давалось начальное образование простонародью.

Чтобы понять мотивы, которыми руководствовались великие реформаторы системы образования, Карл и Алкуин, нужно лишь учесть крайнюю  скудость государственных финансов каролингской империи. Византия и Халифат  были неизмеримо богаче  государства франков. Карлу нужно было выстраивать государственный механизм и духовную вертикаль, поэтому он и сделал ставку на образованную и дисциплинированную элиту.
Карл Великий и Алкуин создали не только империю, а великую западную цивилизацию, которая до сей поры  не знает поражений.

Реформы Карла и Алкуина Йоркского, были, если пользоваться современной терминологией, именно   Effect Based Operations, нацеленными на позитивный эффект. Со времен Карла Великого Западный мир идет путем стратегий  непрямого действия (Б.Лиддел Гарт), расширяя свое жизненное пространство.

Сейчас уже отчетливо ясно, что глобализация  мира по – западному образцу превращает страны-мишени в  «абсолютное биополитическое пространство, Lebens- и Todesraum (Пространство жизни и смерти), где человеческая жизнь оказывается по ту сторону всякой предицируемой биополитической идентичности». Эти слова Джорджио Агамбена относятся к стратегии Гитлера, но аутентично описывают  переформатирование мировых пространств с помощью «Effect Based Operations» в пространство управляемого хаоса, а затем и лунного ландшафта.

Стратегическая традиция Запада берет начало в  широчайшем социально-технологическом арсенале Вавилонских и Египетских жрецов, о которых российский философ и математик Василий Налимов сказал так: «О человеческой психологии египтяне знали все». Выдающаяся книга Налимова «Спонтанность сознания» продолжает традиции Античности даже еще в большей степени, чем работы Агамбена, причем  на  прочнейшем естественнонаучном фундаменте, которому  позавидовал  бы сам Пифагор, перенявший  социальные технологии египтян и создавший первую в мире фабрику мысли – свою Академию.

Василий Налимов был учеником и соратников гениального Андрея Колмогорова и вел свои исследования по его персональному заданию с целью создать пакет современных психоинформационных стратегий. К сожалению, после ухода Налимова, Колмогорова и других ученых этой группы в иной мир, эти работы прекращены, да и экспертов такого уровня в России пока что не появилось.

Поэтому мы вынуждены   переводить на русский и изучать работы иноземных стратегов, порой написанных единственно для того, чтобы ввести в заблуждение излишне доверчивых их  последователей из стран-мишеней. Некоторые изданные в открытой печати  труды  западных экспертов, того же Владимира Лефевра, автора теории  рефлексивного управления, напоминают неинформативные выжимки их его закрытых работ из анналов ЦРУ и РУМО.

Самые сакральные Arcanum Imperii, то есть тайны власти Запада, лежат на пересечении науки и религии, что было очевидно и для Налимова, и Агамбена. Какой науки и какой религии – это уже тема  другого разговора, вряд ли возможного в наше непростое время.

Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук

По информации: vvprohvatilov.livejournal.com

Ранее

«Молодые» 90-е

Далее

От неадекватности к невменяемости

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru