Целили в Гайзера, попали в Вексельберга

Арест губернатора Коми Вячеслава Гайзера расценивают как удар по главе «Реновы» Виктору Вексельбергу

intro_MAX_0857-1

На выходных был арестован глава Республики Коми, лидер рейтинга губернаторской эффективности Вячеслав Гайзер. Басманный суд Москвы счел убедительными обвинения следкома в организации преступного сообщества и мошенничестве. Сам чиновник заявляет о своей невиновности.

Отвечать по-взрослому

Массовые задержания и аресты высших руководителей республики Коми и близких к ним бизнесменов стали самыми масштабными за последнее десятилетие. Под суд пошли 19 человек, среди которых, кроме самого главы Вячеслава Гайзера, его заместители Алексей Чернов, Константин Ромаданов, глава Госсовета Коми Игорь Ковзель, экс-сенатор от республики Евгений Самойлов, бизнесмены Александр Зарубин, Валерий Веселов и Павел Марущак, отвечавший в республиканском правительстве за информационную политику.

По данным следкома, деятельность сыктывкарской ОПГ носила межрегиональный характер, сама она была законспирирована и имела систему защиты от органов правосудия. Вероятно, по этим причинам разработку группы вела ФСБ, а задержания и обыски проводили не местные, а столичные оперативники. Наручники на Вячеслава Гайзера надели в «Домодедово», откуда он собирался отбыть за рубеж.

80 совместных обысков следственного комитета и ФСБ принесли немалый улов. Среди прочего изъято более 60 кг ювелирных изделий, 150 часов стоимостью от $30 тыс до $1 млн, более 50 печатей и штампов юридических лиц, задействованных в реализации офшорных схем, финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму более 1 млрд рублей.

Кроме того, у главного фигуранта – предполагаемого главы ОПГ Вячеслава Гайзера, при обыске был изъят сейф с деньгами, документы на несколько оффшорных компаний и проект по приобретению самолетов Bombardier Learjet и Hawker 800XP.

Одним словом, задержанные – люди непростые. Но и отвечать им придется по-взрослому. Сроки по инкриминируемым статьям (210 и 159 УК РФ) – организация преступного сообщества и мошенничество – превышают десять лет, а амнистия на осужденных по таким делам не распространяется.

За что сидим?

Относительно подробностей вменяемых задержанным преступлений следствие пока молчит, ограничившись сообщением, что ОПГ создана в 2006 году с целью мошеннического хищения госимущества в республике Коми. Губернатору республики Вячеславу Гайзеру вменяется в вину организация ОПС и два эпизода мошенничества.

Источники ряда федеральных СМИ более разговорчивы. В частности, утверждается, что будто бы речь идет об эпизодах, связанных с Фондом поддержки инвестиционных проектов Республики Коми, с 2010 года возглавляемом Игорем Кудиновым. По мнению следствия, через этот фонд в оффшоры выводились из страны миллиардные средства, выделявшиеся на развитие и техническое перевооружение принадлежащих республике компаний и предприятий. Среди прочих это Зеленецкая птицефабрика, Сыктывкарский молочный завод и «Сыктывкархлеб». Только на реконструкцию Зеленецкой птицефабрики из бюджета было выделено более 2 млрд рублей. ПО ТЕМЕ 506 Обама нанес удар по всесилию американских спецслужб Барак Обама аннулировал один из самых скандальных законов эпохи своего предшественника Джорджа Буша – так называемый «Патриотический акт».

Сегодня глава США подписал «Акт о свободе», запрещающий тотальную электронную слежку за американцами, гарантирующий неприкосновенность частной жизни и соблюдение гражданских свобод. По такой же схеме из госсобственности, по мнению правоохранительных органов, были выведены и некоторые компании других отраслей. При этом средства фирм под видом дивидендов также выводились в оффшоры, подконтрольные Вячеславу Гайзеру, а также Александру Зарубину. Опасные связи Попутно всплыли связи ряда фигурантов дела со структурами бизнесмена Виктора Вексельберга.

На такие выводы федеральные СМИ наталкивает факт из биографии одного из арестованных – Александра Зарубина: в свое время он был одним из топ-менеджеров принадлежащей Вексельбергу группы компаний «Ренова». Впрочем, в самой «Ренове» отреагировали достаточно оперативно, заявив, что это – дела давно минувших дней, а Зарубин ушел от них еще в 2009 году с должности гендиректора АНО «Институт корпоративного развития». С тех пор ни он к ним, ни они к нему, никакого отношения не имеют. Тем не менее, это дало основание ряду федеральных СМИ предположить, что проведенные аресты можно расценивать как удар именно по Виктору Вексельбергу.

Этапы большого пути Сам по себе губернатор Коми Вячеслав Гайзер – фигура довольно интересная. Выходец из финансово-банковских кругов, он совершил настоящий карьерный взлет всего за несколько лет. В 2002 году его назначают первым замом главы республиканского минфина в Сыктывкаре, через год он занимает кресло министра, а еще через год – заместителя главы республики. Что интересно, пик чиновничьей карьеры приходится на президентство Дмитрия Медведева.

В феврале 2009 года он входит в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента Российской Федерации. А уже в мае 2009-го назначается на должность первого зама главы республики Коми. Меньше чем через десять месяцев Дмитрий Медведев утверждает его главой республики, притом что кандидатура Вячеслава Гайзера была отнюдь не безальтернативна: представление президиума генсовета “Единой России” давало главе государства выбор из трех кандидатов, включая действовавшего губернатора Владимира Торлопова и сенатора от республики Игоря Васильева. Ровно год назад, в прошлом сентябре, Вячеслав Гайзер триумфально переизбирается на посту, получив внушительные 78,97% голосов жителей Республики Коми, принявших участие в выборах. А уже в этом году, буквально за несколько дней до скандального ареста, Вячеслав Гайзер привел к победе в Госсовет Коми «Единую Россию».

Партия власти под его руководством получила не такие впечатляющие результаты, как сам глава год назад, но тем не менее 58% голосов Гайзер ей обеспечил. Он возглавлял партийную тройку на местных выборах. Примечательно, что в тройку входил и глава Госсовета Игорь Ковзель, получивший за эти выборы благодарность от Дмитрия Медведева. А уже через несколько дней и Гайзер, и Ковзель оказались… членами ОПГ и обитателями камер в тюрьме «Лефортово». Кстати, «Единая Россия» оперативно открестилась от своего соратника сразу же, как тот «поскользнулся». Секретарь генсовета ЕДРа Сергей Неверов сообщил, что согласно уставу партии членство в ней автоматически приостанавливается в случае возбуждения уголовного дела.

Так что Вячеслав Гайзер, еще неделю назад входивший в партийное руководство, теперь уже бывший единоросс. «Эффективный»… глава ОПГ Еще в июне нынешнего года Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) поднял губернатора Коми Вячеслава Гайзера сразу на две позиции в рейтинге эффективности глав регионов – сразу в первую пятерку. Что не помешало главе ФоРГО Константину Костину сразу же после падения «эффективного Гайзера» с политического Олимпа заявить о том, что никакие рейтинги не остановят власть в деле борьбы с коррупцией. А вот инсайдеры из околовластных кругов сходятся во мнении, что глава Коми не проявлял на своем посту ярких лидерских качеств и чудес управленческой эффективности: «По степени эффективности я бы поставил его на тридцатые места в рейтинге губернаторов. На него поступали жалобы от чиновников, отстраненных от должностей, которые говорили, что Вячеслав Гайзер – неэффективный руководитель, случайный человек на губернаторском посту.

Но в этих жалобах не приводилось никаких фактов. А уж про то, в чем его обвиняют сейчас, вообще не было ни слова. Иначе эти материалы немедленно были бы переданы правоохранительным органам». Криминал, политика, экономика – всего понемногу Так чего же больше в истории с Гайзером и Ко – чистого криминала, политики или экономики? А может быть, имело место и то и другое и третье, как это обычно бывает в такого рода многослойных историях, в которых замешаны самые разные люди – от статусных политиков до уголовных авторитетов.

Политолог Константин Калачев проводит параллель между арестом Вячеслава Гайзера и арестом бывшего сахалинского губернатора Александра Хорошавина. И речь не только об «интересных» находках в кабинетах обеих чиновников, но и об общем для них отрыве от реальности. «Обойма обоймой, а адекватность адекватностью. Забронзовел. Утратил чутье и чувство меры», – говорит Константин Калачев о Вячеславе Гайзере. А журналист из Коми Сергей Сорокин, освещавший темные стороны деятельности Вячеслава Гайзера и Александра Зарубина в местных СМИ, уверяет, что о существовании преступной группировки в Коми, тесно связанной с региональными элитами, было известно на протяжении последних 15 лет, однако атака на нее со стороны федералов стала для всех неожиданностью. Тем не менее, акция такого масштаба как посадка высшего руководства одного из субъектов РФ не может быть простой случайностью, и явно отражает какую-то турбулентность в российских элитах.

По мнению политолога Николая Миронова, добро на подобные акции силовиков дает президент как арбитр в элитных конфликтах. Изменение элитных раскладов в регионе, перераспределение влияния и ресурсов станут не единственным следствием скандала. По мнению политолога, история падения Вячеслава Гайзера выходит за рамки региональной повести, отражая борьбу влиятельных федеральных сил и может быть продолжением других историй, происходивших вокруг фигуры того же Вексельберга, например, сколковского дела. Так что, скорее всего, продолжение следует.

Алексей Захарова

Фото: 7×7-journal.ru

По информации: Газета “Версия”

Ранее

История «Клана Гайзера»

Далее

В столице Карачаево-Черкесии жизнь покажется медом

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru