Верховный суд оценил депутатские поправки в УК
Dерховный суд (ВС) направил в Госдуму заключение на поправки в Уголовный кодекс (УК), предусматривающие ужесточение наказания за хищение средств при госзакупках и исполнении гособоронзаказа. ВС предлагает депутатам согласовать новые санкции с теми, что уже заложены в УК, чтобы не нарушать принцип справедливости и соразмерности наказания. Авторы законопроекта готовы учесть замечания ВС.
Из всех видов хищений наибольшую угрозу “общественной безопасности” депутаты Госдумы видят в хищениях в сфере госзакупок и при исполнении гособоронзаказа. Как сообщал “Ъ” 12 марта, внесение проекта совпало по времени с началом организованного ОНФ форума “Госзаказ-2015”, посвященного повышению эффективности госзакупок. Единороссы Ирина Яровая (глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции) и Михаил Старшинов (участник ОНФ) предложили внести в УК новую ст. 164.1, устанавливающую максимальное наказание за хищения при госзакупках в 3 млн руб. и срок до 12 лет. Самое суровое наказание предложено применять в случае хищения в гособоронзаказе — до 20 лет лишения свободы со штрафом и запретом на определенную работу. Депутаты еще не приступили к рассмотрению проекта (в его соавторы с марта записались члены фракций КПРФ и “Справедливой России”), поскольку любые новации в УК Госдума вправе рассматривать, лишь получив квалифицированное заключение Верховного суда.
Судя по официальному отзыву, поступившему на днях в Госдуму, концептуальных возражений к законопроекту у ВС нет. Но зампред ВС Владимир Давыдов напоминает депутатам, что в декабре прошлого года другая инстанция — Конституционный суд разбирался со ст. 159.4 УК (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) и выяснил: наказание за этот вид мошенничества мягче, чем за мошенничество вообще, что противоречит Конституции. Поэтому ВС предлагает депутатам те санкции, которые они заложили в новую ст. 164.1, “согласовать с санкциями”, которые уже предусмотрены в иных статьях гл. 21 УК (преступления против собственности). К примеру, за грабеж в крупном размере (ст. 161 УК) полагается до семи лет тюрьмы, за разбой в особо крупном размере — до 15 лет. ВС надеется, что его замечания будут учтены депутатами при дальнейшей работе над проектом, чтобы он отвечал “требованиям справедливости и соразмерности наказания”.
“Для нас очень важно, что с Верховным судом у нас нет принципиальных разногласий”,— заявила “Ъ” Ирина Яровая, по словам которой разногласия с УК, на которые указал ВС, “устранимы”. Главное для нее в том, что ВС поддержал идею “об усилении уголовной ответственности за злоупотребления в сфере исполнения госзаказа и оборонзаказа”, что даст “возможность привлечения к ответственности участников преступного сговора”.
Напомним, что ранее собственное заключение с аналогичной аргументацией и предложением “доработать законопроект” направило в Госдуму и правительство. Проект будет доработан и принят до конца этого года: думский комитет по гражданскому и уголовному законодательству включил его в план законотворческой деятельности на осеннюю сессию.