Зрители вошли в крест супрематизма
В Третьяковской галерее на Крымском Валу — знаковая премьера. Здесь открылась выставка «Под знаком Малевича» — это центральное событие в череде юбилейных проектов, посвященных 100-летию выставки «0.10». Именно на ее вернисаже, случившемся 19 декабря 1915 года, был впервые показан ставший знаменитым на весь мир «Черный квадрат». На премьере в Третьяковке побывал «МК».
Куратором же выставки выступила Татьяна Горячева, научный сотрудник отдела графики ГТГ, специалист по русскому авангарду. На открытии она призналась, что сначала написала книгу «Казимир Малевич и его школа. Графика», а уж потом пришло решение «проиллюстрировать» увесистый том с помощью выставки. Издание получилось монументальным — в него вошло больше работ, чем представлено в экспозиции. И книга, и выставка показывают творческие поиски мастера и его последователей. Сам Малевич не воспринимал себя как графика: «он вне цвета не воспринимал искусства», как выразился современник художника, известный график Владимир Фаворский. Однако без зарисовок и эскизов он не обходился: постоянно рисовал в тетрадях, блокнотах, на листочках, которые попадались под руку, многие наброски остались нереализованными. По ним сегодня мы можем проследить ход мыслей художника.
На выставке графика Малевича выделена в отдельный раздел: посреди серого зала поставили стенд в виде креста, поделивший пространство на четыре части. Раздел выделяется из всей экспозиции — под стендом-крестом красуется круглый красный ковер. Чтобы вглядеться в графику Малевича, зрителю нужно войти на красный круг (фигуру, которая нередко встречается в живописных произведениях художника) — и создается ощущение, что ты оказываешься внутри супрематизма. Здесь можно увидеть знаменитый автопортрет художника в 1910–1911 годов. Или «Плащиницу», написанную гуашью на картоне в 1908 году, — по стилю еще далекую от супрематизма. Или эскиз к портрету строителя, реплику 1920-х годов композиции, созданной в 1910-х годах. К этому образу художнику возвращался много раз: простой русский мужик присутствует и в карикатурах времен Первой мировой войны, где герой одной левой побеждает отряд неприятеля.
Сама выставка — камерная, она занимает всего два зала. Рядом с работами создателя «Черного квадрата» представлена графика его последователей — художников из объединения «Супремус», организовавшейся вокруг Малевича в 1916 году, и непосредственных учеников художника из группы «Уновис» («Утвердители нового искусства»), созданной в 1920 году в Витебске, где мастер преподавал в Народном художественном училище.
— С момента выставки «0.10» Малевич считал, что ему уготована роль миссии русского авангарда, лидера и старался собрать вокруг себя последователей. Они появились. Но группа «Супремус» не так неукоснительно и фанатично следовала заветам Малевича, как ему бы хотелось. В 1918 году он написал, что в супрематизме лежит определенная основа, нерушимая ось. Индивидуальность, которая хочет работать с супрематизмом, не должна нарушать эту ось, а работать по радиусу этой основы. Если художники группы «Супремус» использовали супрематизм как некоторый творческий импульс, брали из него то, что им хотелось в их пластических поисках, то группа «Уновис» собрала настоящих учеников Малевича, — рассказывает куратор выставки Татьяна Горячева.
Среди авторов есть и известные имена, и не очень. Эль Лисицкий, Илья Чашник, Николай Суетин («Уновис»), Любовь Попова, Иван Клюн, Ольга Розанова, Александра Экстер, Вера Пестель, Надежда Удальцова («Супремус») — эти последователи Малевича хорошо известны. Но хочется остановиться на менее знаменитых авторах. Среди них — Алексей Моргунов, внебрачный сын автора культового пейзажа «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В 1914–1916 годах Моргунов был одним из ближайших сподвижников Малевича, членом группы «Супремус». В его мастерской на Остоженке собирались левые художники, это место было своего рода «свободной академией». На выставке есть его работа «Кубическая композиция», соединяющая опыт супрематизма и кубизма, — интересная, динамическая, живая. Кто знает, если бы Моргунов, как и его отец, не страдал хроническим алкоголизмом, возможно, он оставил более заметный след в истории русского авангарда.
Еще один интереснейший автор не из числа знаменитостей — Иван Кудряшов, основатель оренбургского филиала «Уновис» — представлен на выставке эскизом росписи потолка фойе 1-го Советского театра в Оренбурге. Эта супрематическая композиция — яркий пример новаторского дизайна. Кудряшов ненадолго попал в «орбиту влияния» Малевича, но под его воздействием создал ряд великолепных работ. Заметим, что сегодня в дизайне и архитектуре открытия Малевича и художников его круга используются повсеместно, хотя многие и забывают, кому за это говорить «спасибо».
Мария Москвичева
Фото: narublevke.com
По информации: МК