В соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров доля отечественных товаров в общей структуре рынка товаров для детей вырастет до 36% к 2020 году. А в общем объеме детских товаров доля услуг, работ и инновационных товаров должна вырасти до 25%.
Чтобы сохранить и нарастить свою долю рынка, отечественные производители прикладывают определенные усилия, поскольку позиции иностранных компаний на российском рынке очень сильны. Они побеждают за счет серьезной производственной базы, отлаженной системы дистрибуции, наличия мировых брендов, грамотного маркетинга и выстроенной системы лицензирования. Плюс ко всему большая часть производств расположена в Юго-Восточной Азии, что сокращает расходы.
Директор компании «СТРОИМ ВМЕСТЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО» Алексей Евсеев считает, что «на стороне отечественных производителей – огромный запас лояльности, более ответственное производство продукции. Сегодня на рынке игрушек существуют отечественные компании, которые оснащают производство по последнему слову техники.
Это не может не отразиться на ассортименте и качестве выпускаемых изделий. Плюсом всех отечественных производителей является более глубокое знание рынка и особенностей российского менталитета».
Сейчас на рынке детских товаров стали больше покупать игрушек российского производства, появилось несколько сильных отечественных брендов («Фиксики», «Маша и Медведь», «Смешарики»). Самый эффективный способ привлечь аудиторию – использование лицензированных персонажей и образов из полюбившихся детям мультфильмов. Сейчас доля детских товаров составляет в общем объеме современного лицензионного рынка товаров более 50%.
Отечественные производители, по мнению директора компании «СТРОИМ ВМЕСТЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО», продолжают сохранять сильные позиции в изготовлении развивающих игрушек, а также в создании и реализации детских погремушек. Однако компаниям для успеха в инновациях остро не хватает кадров с креативным мышлением, считает Алексей Евсеев. Он подчеркнул: «Нужно не только привлекать к работе подходящих людей, но и ставить перед ними правильные задачи с необходимым уровнем контроля».
Компаниям требуется не только креативно мыслящие сотрудники, но и финансовая поддержка. Это позволит появиться инновационной детской продукции, которая сможет конкурировать с товарами иностранного производства. Минпромторгом России в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» предусмотрены механизмы поддержки производителей детских товаров, включающие в себя субсидирование до 100% расходов на проведение НИОКР, компенсацию части затрат по процентам по кредитам, развитие индустриальных парков индустрии детских товаров, а также расходы на информационную поддержку российских производителей на внутреннем и зарубежных ранках. Алексей Евсеев подчеркивает, что российским компаниям для продвижения на зарубежных рынках также «стоит кооперироваться между собой для разделения инвестиций и рисков, либо сотрудничать с местными производителями».