Почти 90% от новых сборов с водителей фур уйдет на счета компании, контролируемой Сергеем Чемезовым и Игорем Ротенбергом. Остаток получит государство
Мы уже привыкли к тому, что отдельно взятый госчиновник, будь то министр, мэр или губернатор, или кто-то из их команды устраивает на подведомственной территории стабильно работающий «личный» бизнес. Или создает условия для его непрестанного развития. Для Москвы это Ликсутов с его парковками и Бирюков с озеленением, для минсельхоза России это семья министра Ткачева, для губернатора Тюмени Якушева это были хлебоперерабатывающие предприятия и Запсибкомбанк. Список можно продолжать бесконечно, но у большинства этих проектов есть две общие черты: в них используются средства госбюджета либо применяется административная поддержка, и за эти проекты расплачиваются все остальные россияне. То есть мы.
И вот новый проект, кормушка уже не регионального, но федерального масштаба. С 15 ноября для владельцев грузовых автомобилей свыше 12 тонн вводится плата за проезд по федеральным трассам. На каждую машину должны подаваться сведения о маршруте и фактически обязательно должен быть установлен маячок передающий данные о её местоположении. Для проезда по федеральным трассам должен быть внесен авансовый платеж. Цена проезда за 1 километр – 3,5 рубля. Выезд на трассу без предварительной оплаты маршрута карается штрафом от 450 тысяч до миллиона рублей. Вся система под названием «Платон» контролируется частной структурой.
Проект задумали и втихую начали реализовывать еще в прошлом году. Официальные объяснения, как всегда, источают государственный подход и заботу о населении. Но что происходит на самом деле?
Легальный грабеж
Юридическим основанием нововведения, помимо набивших оскомину дежурных ссылок на передовой зарубежный опыт, стали ФЗ №66 от 6 апреля 2011 года, внесший изменения в закон «О федеральных дорогах», и Постановление Правительства РФ №504 от 14 июня 2013 года. 29.09.2014 г. было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое прописывает все детали реализации проекта и создании системы. Все собранные средства должны быть направлены в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.
Но при внимательном рассмотрении становится очевидно, что очередной коммерческий проект с участием лиц, приближенных к руководству страны, цинично презревает не только принципы права и свободы, но и любую экономическую целесообразность. Напомним, что федеральные дороги относятся к так называемым «общественным благам». Они существуют в интересах всех членов общества, и забота и задача государства в том и состоит, чтобы всячески их создавать и развивать. От использования общественных благ, в частности дорог федерального значения, невозможно отказаться. Они не являются конкурентными по определению, по сути. Введение платы за пользование общественными благами это нонсенс, так как вся система налогообложения и является формой их оплаты. Строительство общественных дорог входит в основные функции государства. Если в бюджете не хватает денег на реализацию функций государства по обеспечению требуемого уровня общественных благ, то решается вопрос с эффективным наполнением бюджета или снижением требований.
И вообще, в чем смысл создания прокладки в виде упомянутого ООО? Правильно, только в контроле над финансовыми потоками (об их величине чуть ниже) и отщипывании от них приличного куска себе любимым. Это называется коррупция.
Добить малый бизнес
Создается впечатление, что «убой» МСБ в области перевозок – одна из задач этого проекта. Внешне опять все подается цивильно – мол, введение системы «Платон» позволит разрушить «серые» схемы перевоза и осуществлять тотальный контроль за движением грузового автотранспорта (и как про борьбу с терроризмом еще не вспомнили?). В итоге имеем следующее: некое частное(!) ООО будет располагать стопроцентной базой данных о планируемых и осуществляемых маршрутах движения всего большегрузного транспорта страны. Со всеми остановками, посещениями АЗС и Кафе, и прочими данными извлекаемыми из факта круглосуточного навигационного мониторинга. То есть, будет создана система тотальной слежки. И как быть со свободой и и конституционными правами? Или таких слов уже не знаем?
Правда в том, что рынок «серых» перевозок действительно просядет. Речь не о владельцах КАМАЗов и старых ЗИЛов, предлагающих дачникам землю-торф-щебень-песок. Но под самый сильный удар, в первую очередь, попадут владельцы 1-2 машин, тот самый малый бизнес, о всемерной поддержке которого нам трубят который год на каждом углу (ничем не помогая при этом, естественно). «Если я в «Платоне» буду работать, то в год у меня будет уходить 450 тысяч рублей. У меня три машины. 1 350 000 рублей в год? Я машину автоматически поставлю на стоянку», – говорит такой ИП из Белгородской области.
А ведь надо понимать, что это – цепная реакция. Этот владелец 2 фур был связан с другим малым бизнесом, в итоге захиреет и тот, и в стране появятся новые безработные, которые не смогут пойти даже на заводы, потому что промышленности, стараниями Правительства, в России почти уже нет. То есть, общественной выгоды ноль, социальных проблем – целая куча, причем по всей стране сразу и на ровном месте. Но об этом власть не думает, задача же была помочь «нищему» Ротенбергу, а не о стране позаботиться…
Не думает она и о том, что в результате вырастут цены на многие товар и продукты питания, которые перевозятся автотранспортом. Вместо этого она думает, как внушить нам, что эта мера вообще никого не затронет. Так, телеканал «Россия24» объявил о том, что основной объем перевозок – это стройматериалы, а никакие там продукты и ТНП. С пропагандистами не согласны сами водители.
«Нам же придется повышать стоимость услуг по транспортировке, – говорят дальнобойщики, участвовавшие во вчерашней забастовка на трассе М-4 в Подмосковье. – И так будут делать не только небольшие ИП, с одной-двумя машинами, но и крупные перевозчики, которые работают с привлечением заемных средств. Транспортные компании не смогут удерживать цены на услуги из-за необходимости платить по кредитам. Когда цены на гречку, муку и все остальные продукты вырастут, бастовать начнут не только водители, а уже вся страна».
«Будут транспортные компании платить, большинство обанкротится, уйдут с рынка, – говорят их коллеги в Ростовской области. – То есть перевозить ничего не будут, а будут продавать машины. Вырастут цены на продукты, потому что взрастет ставка, водители начнут повышать цены, чтобы это все входило в ставку и, в принципе, цены поднимутся на перевозки».
Опровергают официоз и водители Ставрополья. «Любая продукция, начиная с сельскохозяйственной, трижды-четырежды перевозится, прежде чем может попасть к конечному потребителю. И каждый раз дополнительные расходы на перевозку будут закладываться в стоимость продукта», говорят участники акции, прошедшей в крае.
…а получилось как всегда
Как будет работать система, что надо делать, куда идти за оборудованием, как им пользоваться – об этом толком тоже никто ничего не знает. А в стране более 1,5 миллиона фур, подпадающих под новый проект Ротенбергов. «Нам никто ничего не объяснил толком. Мы на днях были в их местном офисе в Люберцах – там сотрудники тоже ничего не знают, разводят руками. Очевидно, что пока многое не готово, чтобы начать взимать с нас плату за проезд, – жалуются дальнобойщики. – Сейчас для участников системы «Платон» якобы закупили только 10 тыс. бортовых устройств, с помощью которых можно более-менее удобно платить за проезд. Но фур-то в России примерно 1,5 млн! У нас ни у кого этого устройства нет, и как его получить – неизвестно».
Дальнобойщики предлагают создателям системы обратиться к зарубежному опыту. «Сделали бы как в Европе транспортные карточки – просто и удобно, – приводят пример водители. – Все цивилизованно должно быть, мы же в XXI веке живем. А они хотят, чтобы мы возили с собой компьютеры и согласовывали маршрут через интернет и по телефону. Но кому звонить в два часа ночи, например? И что делать, если одобрение маршрутной карты затягивается на несколько часов? Водители вынуждены будут простаивать».
Хитрая математика и ее последствия
Официальный доход от этих сборов, который Росавтодор якобы получит от оператора и пустит на ремонт и строительство трасс, составит 50 млрд рублей в год. Эти расчеты основывались на следующих цифрах: одна машина проходит примерно 800 км в месяц. То есть, по мнению чиновников, большегрузный автомобиль делает всего 1 поездку в год из Москвы до Красноярска и обратно. Но на самом деле средний пробег грузового автомобиля в год составляет примерно 100 000 км. А значит, плата за проезд будет совсем иная. Умножим изначальный тариф 3,73 руб на 100 000 км. Полученные 373 000 рублей умножаем на количество фур – 1,9 млн. Итог – 708,7 млрд.
Возникает вопрос: кому уйдут остальные 650 млрд? Или тариф завышен изначально специально, ради обогащения конкретных лиц, раз государству отходит всего 14% от суммы?
«Мы считаем эту систему непродуманной, неэффективной и вредной для экономики. Получается, финансовый анализ всех этих процессов показывает одну простую вещь – ради интересов неких групп формируется финансовый поток, который не будет оказывать существенного влияния на строительство, эксплуатацию и ремонт автомобильных дорог. Суммы несоизмеримые. Но, для кого-то это будет хорошая «кормушка», а расплачиваться за эту «кормушку» будет вся экономика, считает глава Межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
И напоследок, еще раз про главных героев и выгодоприобретателей от всей этой схемы. Владельцами оператора системы «Платон», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», являются аффилированная чемезовскому Ростеху ООО «РТ-Инвест» и Игорь Ротенберг. Тот самый, который с помощью губернатора Свердловской области Куйвашева пытается построить вредное производство в городе Дегтярске.
«То, что делается – это преступление против нас самих, против таких же как мы, дедушек, бабушек, детей, малоимущих семей», сказал один из участников вчерашней акции. Он, видимо, забыл, что в стране есть люди, которым прощается все. Даже преступления.
Семен Артемьев
Фото: regnum.ru
По информации: Общая газета