Теневой оборот деликатесного продукта составляет более 4 миллиардов рублей в год
Одна из вечных тем российских медиа: почему дорожает красная икра и как её выбирать на рынке. Десятки публикаций в федеральных СМИ только за последний месяц…
За истекший год стоимость лососевой икры в России выросла почти в два раза. На «41%, если точно, – с 5 871 до 9 362 рублей за килограмм». Хотя те, кто обращает внимание на ценники этого продукта, могут привести и более высокие значения. К тому прилагаются исследования урожайной или неурожайной красной путины на Дальнем Востоке, оценки добытых там объёмов и разновидностей лососей. Затем следуют объяснения экспертов, почему она дорожает и как выбрать свежую или отличить от имитированной. В общем, масса информации, которая может вызвать у нас сочувствие, но никак не может повлиять на наше решение покупать или не покупать.
Ну как, скажем, отличить свежую икру нынешней путины, которая проходит с июня по октябрь, от прошлогодней или позапрошлогодней, если она закатана в жестяную баночку? Никак. На баночке будет указано, когда она произведена, когда она упакована в эту баночку. Но сколько она хранилась в морозильниках до этой упаковки – это, как говорится, тайна, покрытая мраком.
Что собственно мешает заготовителям и трейдерам подержать продукт замороженным год-другой, а затем по взлетевшей в два раза цене реализовать, разморозив и закатав её в банки? Ничего не мешает. Отсутствие полноценной системы прослеживаемости продукта только помогает. На баночке будет стоять утешающая свежая дата «производства», то есть упаковки.
По данным Росрыболовства, в России в год потребляют 15 тыс. тонн красной икры. По оценкам Рыбного союза, годовое потребление красной икры в России оценивается в 12-14 тыс. тонн. В 2023 году в России было добыто более 22 тыс. тонн красной икры, по некоторым оценкам 30 тыс. тонн, при том, что лососей добыли более 600 тыс. тонн. В 2024 году – более 21 тыс. тонн. В этом году планируется добыть также более 21 тыс. тонн – несмотря на то, что лососей добудут на 100 тыс. тонн больше, чем в прошлом. Добавьте к этому огромное количество имитированного и фальсифицированного деликатеса, и вы поймёте, что заготавливается красной икры в разы больше, чем страна съедает за год. Вы думаете, что её выбрасывают из холодильников? Её закатывают в жестяные баночки, на которых проставляют свежую дату «производства».
По оценкам Федерального агентства по рыболовству, каждая пятая банка икры поддельная, а теневой оборот лососевой икры равен более 4 миллиардов рублей в год.
Между тем 1 мая прошлого года введена обязательная система «Честный знак», которая должна показывать информацию о красной икре через код маркировки (Data Matrix). Этот код размещается на продукте, упаковке или этикетке. Код содержит данные о товаре: месте, дате и времени производства, сроке годности, процессе перехода от собственника к собственнику, дате и месте продажи. В коде зашифрованы сведения: международный код маркировки товара GTIN, индивидуальный серийный номер товара, ключ и код проверки (криптохвост). Коды нужно наносить на любые упаковки: жестяные, стеклянные, пластиковые банки и контейнеры, коробки. Видели вы такое?
Но! Внимание: «Честный знак» пока не указывает главного: вид лосося, где его выловили и когда, точную дату. Лишь с 1 октября нынешнего года планируется синхронизировать данные «Честного знака» и системы «Меркурий», ветеринарными сопроводительными документами. Тогда, возможно, мы будем видеть дату и место вылова, а также конкретный вид икры. Однако возникают сложности с читаемостью кодов – особенно, для нас, простых покупателях.
Очевидно, что система не заработала в полной мере, не вся красная икра введена в оборот маркировки, мы до сих пор не видим, что это за икра, какого лосося, где его выловили и когда.
Вот такой деликатес. За ним не уследишь.
Александр Савельев,
руководитель Информационного агентства по рыболовству.
Фото: pixabay