Ведущие политологи комментируют возвращение Владислава Суркова в Кремль
Накануне своего 49-го дня рождения безработный Владислав Сурков получил поистине царский подарок – должность помощника президента России. Владимир Путин, который четыре с половиной месяца назад уволил тогдашнего вице-премьера, как было сказано в указе, «по собственному желанию», вернул бывшего идеолога Кремля во власть.
Возвращение Владислава Суркова в Кремль было событием ожидаемым. С середины августа в прессе стали муссироваться слухи о том, что его вот-вот вернут в Кремль. Источники этой информации утверждали, что бывшему «серому кардиналу» даже предложили на выбор несколько должностей: полпреда президента на Северном Кавказе, главы госкорпорации на Дальнем Востоке, которая сменила бы существующее ныне Министерство по развитию этого региона, и пост руководителя новой корпорации, которая бы объединила «Роснано» и фонд «Сколково». Сурков тогда эти сведения опроверг, добавив про «Роснано» и «Сколково»: «…и даже не представляю, как эти последние можно объединить».
В конце лета в СМИ появилась информация о том, что Суркову прочат должность помощника президента по социально-экономическим вопросам Абхазии и Южной Осетии, который в тот момент занимала Татьяна Голикова. Чуть позже, когда Голикову выдвинули на пост руководителя Счетной палаты, пресса сообщила, опять же сославшись на источники в Кремле, что после ее ухода полномочия нового помощника расширят, добавив еще кураторство вопросов взаимодействия с Украиной и, возможно, с Грузией. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда даже не стал комментировать эти сообщения, дескать, какой смысл говорить о том, чего нет.
А 20 сентября сайт Кремля опубликовал указ Путина, согласно которому Владислав Сурков был назначен помощником президента. Песков рассказал журналистам, что новый помощник «будет курировать абсолютно те же вопросы, которые курировала Татьяна Голикова, занимая пост помощника президента РФ». Сама же Голикова в тот же день, 20 сентября, была утверждена Госдумой главой Счетной палаты РФ, сменив на этом поприще Сергея Степашина.
После назначения в средствах массовой информации сразу же появилось множество комментариев по поводу назначения Суркова. Голоса политологов и аналитиков разделились на два лагеря. Одни утверждали, что по сравнению с прежними должностями Суркова: заместителя главы президентской администрации и вице-премьера в правительстве Медведева, – его нынешнее назначение – явное понижение, и на этом посту никаких перспектив у него нет. Другие же, наоборот, утверждали, что помощник президента – это всего лишь новая стартовая площадка, с которой Сурков снова вернет себе былое влияние на политические процессы в стране. И в качестве правоты своих слов ссылались на ту же Голикову и Набиуллину, которые «пересидев» некоторое время помощниками президента, возглавили серьезные структуры.
«Это не только символическое назначение. Должность помощника президента в последнее время была определенным кадровым лифтом. Можно вспомнить последние назначения Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной. Они заняли достаточно высокие посты – председателя Счетной палаты и председателя Центробанка соответственно. Вполне возможно, что-то подобное случится и с Владиславом Юрьевичем», – считает бывший замначальника управления внутренней политики администрации президента Алексей Чеснаков, работавший под началом Суркова.
Такой же точки зрения придерживается и главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко.
«Он (Сурков – ред.)действительно имеет громадный опыт в современной России, которая все еще продолжает формироваться и в которой все зыбко, команде Путина и власти в целом нужен его опыт, его чутье, его громадное знание и внутренней политики, и внешней политики, которой он будет заниматься сейчас», – поделился Ципко своим мнением с интернет-газетой «Взгляд». И добавил: «Возможно, что этот круг будет более широким. Но, честно говоря, я думаю, что та же сфера инноваций ему не нужна, по-моему, он только решил по-дружески помочь Медведеву. Я убежден, что он намного ближе к Путину, ему нужно какое-то сложное направление. Он по природе своей человек креативный, естественно, Путин будет это использовать. Я слышал из СМИ, что он будет заниматься Украиной, а это одно из определяющих направлений для России. Если это действительно будет украинское направление, то, я думаю, он себя проявит, проявит свое знание психологии людей, свое кадровое чутье».
Иное мнение на этот счет у генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина:
«Владислав Сурков вернулся к истокам и начал с чистого листа отношения с аппаратом президента, – сказал Мухин РИА «Новости» – Суркову придется заново выстраивать отношения внутри этой сложной конфигурации, которая сейчас наличествует в администрации».
«По сути, озвучено решение, по которому все выиграли и все проиграли – Сурков возвращает себе престижный статус госслужащего, но получает меньший функционал по сравнению с тем, чего ожидала от него общественность», – считает политолог Михаил Виноградов.
А заместитель генерального директора украинского Института региональных проблем Георгий Чижов уверен, что вопрос кураторства Сурковым Украины – дело решенное, но сама должность помощника для бывшего «серого кардинала» – явное понижение. «Он был много лет вторым лицом в администрации президента, а теперь его сажают на неблагодарное украинское направление, по которому он к тому же не является специалистом», – удивляется Чижов. По поводу российской политики в отношении Украины он сказал: «До сих пор она выглядела достаточно абсурдной, потому что все действия, которые предпринимает Россия, приносят результат, прямо противоположный задуманному».
Известный политолог Станислав Белковский считает, что вне стен Кремля и Белого дома Сурков просто не смог найти себе адекватную работу. «Сурков за полгода, прошедшие с момента его отставки с поста вице-премьера в аппарате правительства, никакого подходящего поприща для себя не нашел. Потому что крупные корпорации, которые могли бы взять его на высокооплачиваемую работу, не хотели ссориться с администрацией президента. Теперь для него ничего не остается, кроме как возвращаться в лоно отца-президента. И президент пошел ему навстречу», – сказал Белковский «Business FM».
Под несколько другим углом видит ситуацию с Сурковым первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин: «Во власть вернули человека, который имеет большой опыт и очень много знает. Таких чиновников предпочитают держать во власти, а не вне ее».
С поста вице-премьера Владислав Сурков был уволен 8 мая нынешнего года – на следующий день после совещания министров у президента, на котором Путин устроил правительству разнос по поводу невыполнения его указов, которые, по словам главы государства, не выполнены и на треть. Под объективами телекамер Сурков по ряду вопросов возразил Путину, вступившись за правительство. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков,, комментируя отставку Суркова, сказал, что «это связано с темой выполнения президентских указов». Однако сам Сурков заявил, что заявление об увольнении по собственному желанию он написал еще за две недели до этого совещания.
В прессе же появлялись различные комментарии громкой отставки, в которых возможной причиной увольнения Суркова называли и его лекцию в Лондоне 1 мая, где он утверждал, что следователи СК России, несмотря на возбужденное уголовное дело против «Сколково», не располагают доказательствами о хищениях в инновационном центре, и обвинения в связях с оппозицией и даже финансирование некоторых известных участников акций протеста. Иностранная пресса увольнение некогда могущественного «серого кардинала» восприняла как удар по позициям премьер-министра Дмитрия Медведева.
Оказавшись безработным, Сурков спустя некоторое время в интервью сказал про Путина, что он «был послан России судьбой и Господом в трудный для страны час, для нашей большой общей нации». «Я был рядом с великим человеком», – подчеркнул Сурков.
«Владислав Юревич – человек системный, он провинился, но не сильно, – сказал «Коммерсанту Online» директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Очевидно, что работа в аппарате правительства ему не очень нравилась, и то, что его вернули, это нормально».
Александр Яковлев