Сможет ли Путин справиться с монополиями?

Даже федеральные чиновники идут к президенту, не надеясь на суд и закон

zarplata-alekseya-millera-v-mesyac

Газпром никогда не был национальным достоянием. И не потому, что как считает глава ФАС Игорь Артемьев «достоянием могут быть люди и тому подобное». Достояние российских недр вполне могли бы быть национальными.

Но когда Газпром в 2003 году запустил памятную серию рекламных роликов «Газпром — национальное достояние», его контрольный пакет уже давно не принадлежал государству. Более того, и многие владельцы, и значительная часть собственности компании до сих пор раскиданы по различным офшорам. Вряд ли мог быть объединяющим страну и тот факт, что доходы десятка топ-менеджеров компании могли составить бюджет иного города-миллионника, а некоторые российские регионы столько и не зарабатывают. Читая про доходы и дворцы Алексея Миллера вся страна понимала, что у Газпрома какая-то другая нация…

Странно во всей этой истории то, что главе федеральной службы, контролирующей, в том числе, и рекламный контент, для того чтобы усовестить корпорацию потребовалось жаловаться президенту. В его распоряжении, вроде как, есть закон и суд, а по его признанию, недостоверное утверждение из своей рекламы Газпром убрал лишь после того, как Игорь Артемьев вынес эту тему на одно из совещаний у Владимира Путина. То ли он просил о чем-то незаконном, то ли закон не для Газпрома?

И вот опять: «Путин намекнул, что некоторым монополиям стоит быть поскромнее». Речь идет, как о расходах корпораций, так и о тарифах, которые обсуждались на встрече Игоря Артемьева с президентом. Глава ФАС доложил президенту о завершении тарифной кампании 2012−2016 года и попросил Владимира Путина поддержать новую политику.

Кажется, в чиновничьи кабинеты впервые проникает мысль, что темпы инфляции в стране определяют тарифы монополистов, ежегодно повышаемые по их требованиям.

«Нужно, чтобы они знали, были готовы, как вы правильно сказали, чтобы поскромнее себя вести не в ущерб, естественно, качеству<…>Если мы хотим подавить инфляцию, в таком ключе и должны работать», — поддержал Артемьева президент.

Оптимисты в высоких кабинетах уже рассуждают чуть ли не о замораживании тарифов во имя социальной стабильности и поддержки населения. Пессимисты, которым самим приходится, например, оплачивать коммунальные услуги, заметили, что те же энергетики, например, «замороженные тарифы» теперь решили дополнить абонентской платой на содержание сетей, дифференцировать тарифы по нормам потребления и т.д. и т.п. Другими словами населению все равно придется платить больше и от дополнительных прибылей ни глобальные, ни локальные монополисты отказываться не собираются, по-прежнему выводя свои доходы в офшоры.

Тот же Артемьев стал рассказывать как о великом достижении, что темпы роста тарифов впервые за многие годы замедляются относительно инфляции. То есть до сих пор тарифы монополий росли опережающими темпами, а всю тяжесть борьбы с инфляцией Центробанк перекладывал на промышленность, сельское хозяйство и население.

Хватит ли теперь президенту и правительству политической воли обуздать аппетиты газовых, энергетических, коммунальных и прочих монополистов хотя бы на период кризиса? Честно говоря, ситуация пока не спешит меняться.

Николай Викторов

Фото:
По материалам интернет-издания “Новый Взгляд

Ранее

Вероника Скворцова: Россия представит вакцину от Эболы на исполкоме ВОЗ

Далее

Дипломаты РФ и Японии обсудили испытание КНДР водородной бомбы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru