Политтехнологи подсчитали среднюю стоимость победы на предстоящих выборах в Госдуму 2016-го года
Политтехнологи подсчитали среднюю стоимость победы на предстоящих выборах в Госдуму 2016-го года. Эта сумма составит около 100 млн. рублей в среднем случае, что в разы превышает разрешенный законодательством избирательный фонд.
Откуда такие цифры?
Согласно расчетам Петра Быстрова, представленным на пресс-конференции Российской ассоциации политических консультантов, кампания обходится в среднем в 10$ за каждого избирателя. Соответственно, эту цифру следует умножать на количество голосов избирателей, необходимых для победы. Таким образом, учитывая что в среднестатистическом одномандатном округе присутствует 500 тыс. избирателей, явка составляет около 50%, то для победы нужно будет завоевать не меньше 125 тыс. голосов. Итого, победа обойдется в 1,25 млн. долларов или 100 рублей по текущему курсу.
Расчет кампании в долларовом эквиваленте обусловлен тем, что большинство товаров и услуг, применяемых в современных методах предвыборной агитации, производятся за рубежом – поэтому девальвация рубля прямо сказалась на стоимости, казалось бы, сугубо внутреннего события страны. Тем не менее, данные расчеты даже по словам самого Быстрова – очень приблизительные, так как необходимо учитывать общий уровень конкуренции в округе и популярность кандидата – эти факторы могут как снизить, так и повысить затраты в пределах коэффициента турбулентности от 0,5 до 1,5.
Эти расчеты также одобряет и директор международного центра политической экспертизы Евгений Минченко. Несмотря на то, что сам Минченко предполагал использование больших сумм, в сравнении с аналитикой Быстрова, сейчас он вынужден согласиться, что большинство кандидатов не смогут позволить себе столь высокие расходы.
Что же делать?
Разрешенный лимит избирательного фонда на одномандатных депутатов составляет всего 15 млн. рублей, чего явно недостаточно для победы с точки зрения политтехнологов. С этим частично согласна и электоральный юрист Татьяна Лушникова. Она считает, что затраты действительно могут достигать 100 и даже 150 млн. рублей лишь при условии х полной монетизации, в то время, как у каждого кандидата есть способы сэкономить свои средства, задействовав не только материальные активы. По ее словам, главные четыре ресурса избирательной кампании – это: личность кандидата, люди, время деньги, при этом, каждый из ресурсов может в той или иной мере заменяться другим. Так, одним из самых распространенных способов обойти законодательный лимит избирательных фондов – ранний старт своей предвыборной кампании, до объявления официального старта.
С таким способом обхода ограничения согласен и Минченко. По его мнению, с ранним стартом можно добиться 50% узнаваемости в округе к моменту официального начала предвыборной гонки, после чего останется лишь поддерживать фоновые затраты.
Также, одним из способов экономии считают задействование волонтерских организаций и частных фондов, которые могут прямо или косвенно формировать мнение избирателя.
Альтернативное мнение высказал один из нынешних депутатов Госдумы – Дмитрий Гудков. Он считает, что политтехнологи сознательно завышают общую цену кампаний, чтобы постараться привлечь к себе внимание потенциальных кандидатов и заработать больше денег. Сам Гудков намерен переизбираться по одному из московских округов и планирует потратить на выборы около 45 млн. рублей. Тем не менее, он сам согласен, что новичкам на политической арене действительно может потребоваться куда больше расходов, чтобы составить конкуренцию опытным политикам.
Фото: dni.ru