Американский экономист считает МВФ одним из главных виновников кризиса
Выступая 8 марта в американской Национальной ассоциации бизнеса и экономики, заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон предупредил, что риск глобальной экономической катастрофы продолжает увеличиваться. Это так, но это не вся правда. Дэвид Липтон вряд ли представляет себе реальные масштабы проблемы.
Дело в том, что МВФ сам является одним из главных виновников нынешнего кризиса.
Работает он просто: обнаружив, что правительство какой-нибудь страны не в состоянии расплатиться по кредитам, МВФ предлагает расплатиться с кредиторами из своих средств и таким образом спасти ее кредитный рейтинг. В обмен правительство берет обязательства расплачиваться с МВФ деньгами, сэкономленными за счет сокращения социальных выплат и государственных услуг, а также за счет продажи государственных активов иностранным владельцам. В роли последних нередко выступают клиенты тех самых банков, которые и задушили «спасаемое» правительство своими кредитами.
Примеров не счесть.
Сегодня это Греция и Португалия. До этого так было в Ирландии и Латвии.
Однако основной причиной спада мировой экономики является стагнация потребления в так называемых развитых или промышленных странах.
Взять, например, крупнейшую экономику в мире — Соединенные Штаты. Сейчас экономическая политика неолибералов фактически рушит потребительский рынок США, буквально подкашивая спрос на товары и услуги — как отечественные, так и импортируемые.
Разрушительных стратегий — две. Первая — это вывод за рубеж производства и, следовательно, рабочих мест в промышленности и в сфере профессиональных услуг, например, в области производства программного обеспечения.
Вместо этих рабочих мест создаются другие, но они, как правило, оказываются низкооплачиваемыми и непостоянными. Например, место официантки, бармена или продавца-консультанта.
Когда рабочие места выводятся за рубеж, в стране снижаются доходы и покупательная способность населения, а вместе с ними — и налоговая база.
Чтобы обеспечить поступления в бюджет, правительство начинает в убыток себе приватизировать общественную инфраструктуру (например, дороги) и источники дохода (например, парковочные автоматы). И вот частные инвесторы начинают собирать доходы, прежде предназначавшиеся для государственной казны. Например, в 2008 году городские власти Чикаго сдали 36 тыс. парковочных автоматов в аренду сроком на 75 лет. По этому контракту консорциум частных инвесторов заплатил в городской бюджет всего $1,2 млрд.
Другая не менее разрушительная неолиберальная стратегия — увеличение долгового бремени населения. Например, прежде размеры ипотечных кредитов ограничивались суммой, на обслуживание которой уходило до 25% ежемесячных доходов семьи. Оставшиеся 75% люди могли использовать по своему усмотрению или откладывать. Сегодня на обслуживание ипотечного кредита семья может тратить до 50% своего дохода. Таким образом, возможность потребительских трат сократилась на 25%.
Такую же политику банки-кредиторы проводят на автомобильном рынке. Если раньше кредит на покупку автомобиля предоставлялся на три года, то теперь — до семи лет. Если раньше сумма кредита составляла до 80% стоимости автомобиля, то теперь — все 100%. Сроки и суммы выплат возрастают, возможность потребительских трат сокращается.
Из-за предельной долговой нагрузки, которая легла на плечи населения, повышать потребительский спрос, как это советует МВФ, попросту невозможно. Эти процессы наблюдаются не только в США, но и в большинстве других стран мира.
Не помогут стимулировать торговлю и многосторонние торговые инициативы — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и Транстихоокеанское партнерство, которые поддерживает МВФ. Главная и истинная цель этих соглашений — вывести глобальные корпорации из-под действия законов тех стран, в которых они будут работать. Так называемое партнерство даст корпорациям возможность оспаривать национальное законодательство. Скажем, если Франция решит присоединиться к Трансатлантическому партнерству, американская корпорация Monsanto сможет привлечь к ответственности французское правительство на том основании, что французское законодательство, ограничивающее использование ГМ-продуктов, «создает барьеры на пути развития свободной торговли».
Тяжким бременем ложится на мировую экономику и западная банковская система. Предоставление банковских кредитов сводится почти полностью к финансированию сделок по покупке недвижимости, компаний, сырьевых и потребительских товаров. Американские банки не кредитуют строительство новых производственных мощностей, но создают новые долговые инструменты. А это, в свою очередь, сокращает возможность инвестиций и потребительских расходов.
Тем не менее государство сохраняет на плаву крупные частные банки, которые «слишком велики, чтобы рухнуть», за счет налогоплательщиков или с помощью «нулевой» или отрицательной процентной ставки, лишающей клиентов банка их накоплений.
Главный риск мировой экономики в том, что неолиберальная экономика, принципам которой продолжают следовать МВФ и международные институты, — ошибка, которая может обернуться катастрофой.
Автор — помощник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана в 1981–1982 годах
Пол Крэйг Робертс
Фото: rusvesna.su
Источник: “Известия”