Завершившиеся недавно выборы в единый день голосования предоставили обильную пищу для размышлений политическим комментаторам.
Не вдаваясь в подробности можно выделить главный вывод обсуждения – конкуренция вернулась в поле публичной политики. В таком крупном городе как Екатеринбург победу на выборах мэра одержал оппозиционный деятель Е.Ройзман. В Москве неплохой результат показал известный блогер А.Навальный. Правда, ему не удалось превзойти результаты М.Прохорова, который на президентских выборах 2012 года набрал в Москве свыше 900 тыс. голосов. В большинстве регионов победу одержали представители «Единой России», что вполне закономерно, т.к. это самая крупная и влиятельная партия в стране.
Выборы в Москве выделяются на фоне других регионов упорным нежеланием А.Навального признать поражение. Очевидно, что выборы прошли без существенных нарушений, которые могли бы повлиять на результат, но блогер продолжает «раскачивать лодку». Такое поведение Навального идет вразрез с принятыми во всем мире правилами игры. В любой демократической стране считается правилом хорошего тона, когда проигравший одним из первых поздравляет победителя. Но Навальный не обращает внимания на этическую сторону вопроса, и упорно стремится поставить под сомнение результаты голосования москвичей. Поскольку знающие Навального люди характеризуют его как прагматичного человека, то имеет смысл разобраться в тех мотивах, которые им двигают. Для этого надо немного отмотать пленку назад и проанализировать этапы его карьеры.
Говорят: «Человек – это стиль!» Навальный приобщился к активной политической деятельности в партии «Яблоко». Уже тогда были заметны характерные особенности его почерка, в отношении которого главный редактор журнала «Вебпланета» Алексей Андреев позже скажет, что стратегия Навального основывается на работе с различными социальными группами недовольных. Мы бы сказали больше: работа с «недовольными» заключается в натравливании их на объекты и лиц, сделанными предметами недовольства. Само собой, для поднятия собственной значимости и политического рейтинга.
Первыми шагами Алексея Навального на ниве протестной деятельности была попытка организовать борьбу с лужковской «точечной застройкой», но ничего серьезного из этого не вышло. Тогда он стал искать выход своей энергии среди националистов, за что был изгнан из партии «Яблоко». Но националистические порывы Навального не отвратили от него часть либеральной тусовки, и по рекомендации Г.Каспарова и Е.Альбац он был принят на стажировку в Йельский университет (США).
На ниве хозяйственной деятельности пробивной активист попробовал себя в Кировской области, куда был приглашен губернатором Н.Белых. Его задачей было наладить сотрудничество бизнеса и власти, чтобы оживить экономику региона. Это, пожалуй, один из немногих периодов, когда стажер Йеля имел возможность не обличениями, а словами доказать свою состоятельность. Однако вместо реальных дел в стагнационном регионе, ждущем энергичных людей для подъема экономики, он организовал аферу с «Кировлесом» и в стиле Остапа Бендера попытался подставить под удар пожилого гендиректора предприятия, который должен был исполнить роль «зиц-председателя Фунта» в то время как его друг П.Офицеров в качестве коммерческого директора принимал бы все решения. Поскольку А.Навальный ничего толком не мог посоветовать и организовать для развития бизнеса в области, а ввязывался в какие-то сомнительные дела, Н.Белых прекратил с ним сотрудничать. Навальный пытался достичь успеха адвокатской практикой, но в кругу профессионалов он авторитета не заслужил и поэтому не мог рассчитывать на большие гонорары.
Провалы в хозяйственной деятельности и адвокатской карьере подтолкнули Навального искать заработки в политике. Известно, что политика зачастую дает шанс тем, у кого не клеится профессиональная карьера. Очень интересно по этому поводу высказался Арнольд Шварценеггер. Когда у него закончился срок губернаторских полномочий, то журналисты поинтересовались, чем Шварценеггер намерен заниматься дальше. Шварценеггер ответил, что помимо занятия политикой умеет еще много чего, например, играть в кино, в отличие от политиков, которые ничего другого не умеют. Не только в России неудачники пытаются отыграться за свои поражения на поприще политики. И Навальный явно не Шварценеггер…
В политику Навальный вошел, можно сказать, с «черного входа». Он стал специализироваться на таком модном способе отъема денег, как «гринмейл». «Гринмейл» – это шантаж мажоритарных акционеров компаний миноритарием. Основой технологии «гринмейла» является публичная шумиха в СМИ вокруг объекта атаки и организация в Интернете через блоги и форумы группы сторонников, которые помогают оказывать давление на компанию-жертву. Неизменным атрибутом «гринмейла» являются часто необоснованные судебные иски против мажоритариев и «слив» компромата в интернет и СМИ. Заметим, что во всем мире к «гринмейлу» относятся как к грязному ремеслу. Но талантливый во многих смыслах Алексей Навальный и тут умудрился нацепить на этот промысел маску Робин Гуда, громящего «плохих» владельцев крупных пакетов акций и входящих в руководящие органы компаний.
В качестве площадки для организации такого рода деятельности Навальный создал сайт «Роспил», который смог довольно быстро «раскрутить» благодаря громким скандалам. Какими путями попадали к блогеру документы по той же «Транснефти», и на каких условиях он соглашался предавать их огласке? Этими вопросами почему-то никто не задается. В результате за счет скандальных разоблачений и популизма Навальному удалось получить широкую известность. Заметим: никто вовремя не сказал про блогера-правдоруба, что король-то голый. Это и подогрело его амбиции поучаствовать в большой политике.
Сейчас много говорится о том, что Навального власти преследуют за оппозиционную деятельность. Однако биография Навального состоит из череды весьма темных дел, и те уголовные дела, по которым он сейчас проходит, являются следствием его бурной деятельности, плохо совместимой с законом. Скорее наоборот, занятие политикой позволяет Навальному уходить от ответственности за сугубо криминальные и неполитические эпизоды своей биографии. Накануне выборов мэра Навального освободили из-под стражи, хотя первоначально суд требовал лишить его свободы.
Сделано это было, скорее всего, из политических соображений, чтобы не накалять обстановку и дать возможность оппозиционеру в честной борьбе доказать на что он способен как политик. Однако в штабе Навального уступку восприняли как знак, что шантаж является лучшим способом для кандидата в мэры не попасть в места не столь отдаленные. Очень характерным было выступление начальника этого штаба Леонида Волкова: «Мы согласовали с Навальным, что если Навального и Офицерова сажают, то мы немедленно снимаемся. При этом мы говорили об этом в штабе специально громко, потому что нас слушают. У нас была простая идея: мы будем громко говорить о том, что снимемся при реальном сроке, как раз для того, чтобы был условный срок… Что Навальный в тюрьме не будет участвовать в выборах, а Навальный на воле – будет. Результат известен… Это просто наш постоянный торг в публичном пространстве…».
Собственно на подобном шантаже и была построена избирательная кампания «борца за правду». Отметим, что С.Собянин вел себя в отношении оппонента на протяжении всей кампании по-джентельменски, не указывал на удары ниже пояса, практикуемые штабом Навального. Навальному помогли собрать подписи, чтобы он прошел муниципальный фильтр, разрешали проводить митинги, не чинили препятствий в ходе агитации. Мало кто знает, что знаменитые «кубы Навального» юридически оформлялись как одиночные пикеты. При желании, мэрия Москвы могла отказывать в разрешении на эти пикеты или искусственно затягивать выдачу разрешений на них. Но ничего подобного не происходило. Навальный получил полный карт-бланш на проведение агитации в Москве.
Однако блогер пытался делать вид, что не замечает очевидных поблажек и строил свою кампанию исключительно на популизме. Он периодически вывешивал в своем ЖЖ якобы разоблачительные материалы, чтобы спровоцировать скандал в интернет-сообществе. Даже такой сторонник «белоленточной» оппозиции как писатель Борис Акунин не сдержался и опубликовал в своем ЖЖ обращение к Навальному, в котором призвал его не искать негатив на Собянина, а предложить москвичам позитивную программу действий. Навальный в своем блоге процитировал Акунина, но, продолжая гнуть линию «черного пиара», вслед за цитатой вывесил на сайте очередной «компромат» на Собянина. В интервью К.Собчак на оппозиционном канале «Дождь» Навальный уходил от вопросов ведущей о тех позитивных изменениях, которые произошли в Москве при Собянине и снова сбивался на агрессивную популистскую риторику.
Аналитики много говорят, про западные «кальки», которые применял Навальный-политик нового разлива. Но мы бы отметили даже не их, а то, что прогрессивный Алексей подхватил, казалось бы, похороненные традиции 30-х годов с их политическими доносами, вымазыванием грязью тех, кого надо убрать с пути. Впрочем, «нововведением» была лишь организация «недовольных», о которой как методе Навального мы говорили выше. Благо интернет и вирусные технологии распространения компромата позволяли раздуть доносы до уровня вселенских обвинений. И как оказалось, не замечая того, сетевые хомячки и «секта Навального» (такой ярлык прилип к оголтелым и некритичным сторонникам блогера) с радостью в духе 37-го года тиражировали обвинения, дружно становясь в ряды доносчиков-очернителей и обличителей.
Трудно, к примеру, назвать конструктивной критику в просто хамских тонах: «Член Совета Федерации РФ Вячеслав Фетисов. Легенда советского спорта, которого все мы любим. Любили бы ещё больше, если бы легендарное спортивное прошлое сенатора не омрачалось довольно отвратным политическим настоящим…» И далее растаптывание «легенды спорта» для того, чтобы доказать, что квартира у него не от хоккейных заработков, тренерской работы и рекламы, а из «туманных» источников финансирования.
К большому сожалению, кляуза для Алексея Навального стала синонимом политического успеха. А тут все средства хороши, и вот характерный пример: вброс в своем «Живом журнале» компромата на дочь министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Судя по заголовку поста в ЖЖ «20-летие своей дочери Лионелы «госслужащий» Мантуров отмечает с размахом арабского шейха», главной мишенью наскока, разумеется, был ее отец. И вот Навальный узнает, что огульно обвинил девушку в приглашении на ее день рождения дорогих звезд шоу бизнеса. И мило обыгрывает – талантливый же человек! – свою ложную кляузу: «У Леонелы Мантуровой есть подруга Леонела. Вот оно как бывает. Я процитировал журнал, не разобравшись в Леонелах, за что приношу извинения всем читателям. Отдельное извинения Леонеле Мантуровой, она не заказывала себе Филиппа Киркорова на день рожденья… Пост тереть не буду, раз уж он был написан».
Кстати, за клевету в гусарские времена били перчаткой по лицу и вызывали на дуэль. Но Навальный лишь мило «не разобрался в Леонелах»… Для него, видимо, нет принципиальной разницы между огульным обвинением и выверенным до последней детали – в этом Алексей Навальный сродни доносчикам 30-х годов и чекистам в расстрельных подвалах, для которых сделать какого-нибудь крестьянина японским шпионом или английским было одинаково с точки зрения обвинительной логики. Ведя, по сути, «полужурналистскую» деятельность, Навальный, наработавший большой опыт общения с журналистами, так и не усвоил первую заповедь публикации информации: «Все факты должны быть проверены тщательнейшим образом». Кумир сетевых хомячков и «юрист» зачастую сыплет обвинения без проверки, по слухам и бульварным публикациям. И приучает к такой же безответственности тиражирующих компромат блогеров.
Особенно навострился Алексей Навальный в поиске шпионов и предателей Родины. Разумеется, чешским шпионом является у Навального главный следователь страны, в своем ЖЖ блогер без стеснения заявляет: «Знакомьтесь. Это генерал-полковник, руководитель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, иностранный агент». Что-то у него раньше там было зарегистрировано, а поскольку Бастрыкин на своем высоком посту, безусловно, имеет доступ к государственной тайне, Навальный строит вывод, что глава СКР, безусловно, является шпионом, внедренным в высшие структуры власти РФ.
Не будем перечислять всех «иностранных агентов», которых выявил Алексей без всяких засад и поимки за руку, глядя в потолок или в экран монитора. А уж обличений какого «фашизма» не встретишь в его Живом Журнале. Вот совсем коротенький пост про «коммунальный» фашизм: «Горячую воду отключили…» Ни разу ещё такого не было, чтоб в моём доме её отключали в дикую жару или когда я уезжаю в отпуск/на дачу.
Может, за всем этим стоит ФСБ?» С этой здравой мыслью трудно не согласиться: ФСБ наверняка давно завербовано филиппинской разведкой…
Навальный откровенно провалил избирательную кампанию, хотя медийная поддержка у него достаточно мощная. В Москве только и разговоров было, что о Навальном. В Интернете Навальный был самой обсуждаемой политической фигурой. Штаб Навального позаимствовал многие технологические ходы из опыта избирательных кампаний Б.Обамы. Но в российской столице это не сработало. Навальный в своем ЖЖ доказывал своим сторонником, что сможет набрать 1 200 000, чтобы пройти во второй тур, а в реальности набрал почти в два раза меньше. Это очевидный провал и возможное начало заката едва начавшейся политической карьеры блогера.
Но уйти из политики – значит остаться без прикрытия по уголовным делам и сесть в тюрьму минимум на пять лет. Прикрыться Навальный может только своими сторонниками, которые искренне поверили в его риторику. И судя по его поведению, Навальный намерен нагнетать напряженность для того, чтобы держать своих сторонников отмобилизованными. Ведь если он перестанет «светиться» в СМИ с очередными обвинениями в адрес властей, то интерес к нему у публики быстро угаснет. А дело «Кировлеса» не закрыто…
Навальный подал иски в суд с требованием отмены выборов, пытаясь шантажировать власти митингами протеста своих сторонников. Это своего рода политический «гринмейл», когда получивший меньше «акций» (т.е. голосов на выборах) миноритарий шантажирует обладателя контрольного пакета акций (т.е. большинства голосов). Поучаствовав в «маршах миллионов», А.Навальный поднабрался опыта работы с большими скоплениями людей, прошел хорошую «школу фюрера». Во время митинга на Болотной площади 9 сентября он прямо заявил в своем выступлении, что когда придет время поджигать файеры и переворачивать машины, то он открыто скажет об этом своим сторонникам. Практика показывает, что среди большинства мирных митингующих всегда есть определенный процент граждан готовых к самым агрессивным действиям. Что называется, только свистни. И Навальный прямо заявил, что свистнет, когда посчитает нужным. Все эти угрозы нужны Навальному для организации давления на власть и шантажа. А шантажисты, как известно, всегда хотят одного – денег. И причем здесь борьба за демократию и светлое будущее москвичей?..
Евгений ШМЕЛЕВ[divider]
На фото: Алексей Анатольевич Навальный
Фото: 1tvnet.ru