В далёком 1991 году на 39-ом международном авиационном салоне в Ле Бурже предстал истребитель, который буквально потряс всю мировую общественность. Называние его звучало весьма незамысловато — Як-141, но вот характеристики были поистине уникальными
Самолёт вертикального взлёта и посадки на голову возвышался над английским «Хариером», а многострадальный F-35 на то время ещё даже не проектировался.
Як-141 был третьим в мире самолётом вертикального/укороченного взлета и посадки, которому удалось преодолеть скорость звука. Его возможности ведения ближнего маневренного и дальнего боя долгое время оставались непревзойдёнными для машин подобного класса. А спектр боевых задач был поистине уникальным: русский «Хариер» мог, как и прикрывать союзные авианосные соединения от авиации противника, так и наносить удары по наземным и надводным целям. Однако уникальный, многофункциональный самолёт в серию так и не пошёл.
Причинами провала производства Як-141 часто называют распад СССР и начавшийся экономический и финансовый кризис в стране и катастрофу на испытаниях. Данные обстоятельства действительно сказались на судьбе истребителя самым серьёзным образом, но стали отнюдь не главными среди тех, которые поставили крест на дальнейшем будущем самолёта.
Основным препоной для не поступления Як-141 в серию, как не удивительно, стала Украина…
Дело в том, что основные носители истребителя, под которые в принципе и проектировался самолёт — авианесущие крейсера «Новороссийск», «Баку», «Киев» и «Минск», к началу 90-х уже практически полностью выработали свой ресурс и требовали капитального ремонта. Но все заводы, где закладывались корабли, после распада СССР остались на территории современной Украины. Цена же, которую запросило «дружественное государство» оказалась слишком завышенной и непомерной для России, переживающей отнюдь не самые лучшие времена. Именно поэтому все крейсера в итоге оказались проданными в азиатские страны, а дальнейшее финансирование самолёта вертикального взлёта и посадки, которым прежде всего проектировался как палубный истребитель, стало нецелесообразным. Посудите сами, какой смысл вкладываться в самолёт, носителем которого в стране может быть лишь один корабль — авианосец «Адмирал Кузнецов»? Правильно — практически никакой.
Естественно, КБ Яковлева искало разнообразные источники дальнейшего финансирования своего проекта. Конструктора даже пытались наладить сотрудничество с американской компанией Lockheed Martin по производству совместного истребителя на базе Як-141. В США сразу поняли всю перспективность заложенных в самолёте идей и попытались получить хоть какой-то доступ к ним. Упрекнуть руководство КБ в этом не поднимается рука: оружейники любыми способами пытались спасти свою гениальную работу, которая в дальнейшем могла принести пользу стране. Но тщетно: «сто сорок первый» Як остался произведённым всего в четырёх лётных экземплярах, увидеть которые сейчас можно только в музеях.
Впрочем, технические наработки. которые были получены при проектировании и испытаниях Як-141, вполне могут пригодиться в дальнейшем. Проект российского авианосца «Шторм» уже объявлен, а, значит, вполне стоит ждать заявления о разработке нового самолёт вертикального взлёта и посадки.
Евгений Просвирин
Источник: “inforeactor.ru”