Следствие нашло хищения при реставрации усадьбы Асеевых в Тамбове, которую вёл печально известный “Балтстрой” с 2012 по 2014 год, и заподозрило в них замминистра культуры Пирумова и топ-менеджеров “Балтстроя”
Заместитель министра культуры Григорий Пирумов, который на днях признался в нескольких эпизодах хищений на реставрации объектов культуры, получил новый повод для беспокойства. Следствие заподозрило его, директора Департамента управления имуществом Минкультуры Бориса Мазо и двух руководителей компании “Балтстрой” Дмитрия Сергеева и Александра Коченова в новых хищениях. На сей раз речь идёт о возможном мошенничестве на реконструкции тамбовского музея “Усадьба Асеевых”, которая обошлась государству в 401,5 миллиона рублей. Директор музея рассказал Лайфу, что после ремонта, сделанного “Балтстроем”, стены усадьбы шли трещинами стабильно каждую весну, но призвал не клеймить подрядчика до суда.
Вот, новый эпизод
За 400 миллионов, выделенных из федерального и областного бюджета, усадьбе была возвращена былая роскошь — облагорожен фасад и прилегающая территория. Отдельным пунктом шло убранство залов и кабинетов, некогда обставленных по последнему слову моды и согласно всем прихотям для фабриканта Асеева.
Только первично изучив документацию на реставрацию дома купца, следователи допустили, что чиновники вместе с подрядчиками могли провернуть ту же самую схему хищения денег, что и, например, в случае с Новодевичьим монастырём. По версии следствия, часть из выделенных 400 миллионов на реконструкцию объекта могла быть похищена по той же схеме, на которой изначально попались чиновники Минкульта.
— Мы сейчас проверяем Пирумова, Мазо и руководство компании-подрядчика “Балтстрой” на причастность к хищению нескольких миллионов рублей при исполнении госконтрактов на реконструкцию памятника архитектуры “Усадьба Асеевых” на сумму 400 миллионов рублей, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах. — Схема, по которой они действовали, мало чем отличалась от уже известных. Деньги уводили по схемам “фиктивных работ”, когда на бумаге ремонт был проведён, а по факту — нет. А также по схемам, когда деньги выделяли на работы, которые уже были выполнены.
Сколько именно и на какую сумму в документах значилось несуществующих работ, уже в ближайшее время установит экспертная группа.
Помочь следователям в разработке этого эпизода мог сам Пирумов или ещё кто-то из фигурантов. Дело в том, что в последние месяцы в преддверии суда почти все обвиняемые по делу Минкульта начали активно давать показания. Многие не просто признавались, но и заключали сделку со следствием — сдавали подельников, сообщали подробности о мошеннических схемах в обмен на уменьшение срока. Заговорил экс-глава Департамента имущества Минкульта Борис Мазо, директор ФГУП “Центр реставрации” Олег Иванов, владелец фирмы “Руслан” Никита Колесников (реставрировал Ивановский монастырь в столице). Позже всех признался Пирумов. Кто-то из них и мог упомянуть в разговоре со следователем о нескольких контрактах, заключённых в 2011—2014 годах на реставрацию и проектные работы в музейном комплексе “Усадьба Асеевых”.
Трещины за 400 миллионов
Всего “Балтстрой” заключил с Минкультуры два контракта на ремонтно-реставрационные работы в усадьбе Асеевых. Первый конкурс проводился на 324 миллиона рублей, и контракт по нему заключили в октябре 2012-го. Второй тендер, на 51 миллион, пытались провести трижды, в июле 2013-го. И все три раза его признали несостоявшимся — заявку на него подавал лишь один “Балтстрой”. Однако закон позволяет ведомству-заказчику (в данном случае — Минкультуры) самому выбирать подрядчика, если тендер не состоялся трижды. Поэтому работы за 51 миллион всё же начались, с конкурсом или без.
В октябре 2014-го музей открыли для посещений. Но уже весной следующего года обновлённая усадьба вновь потребовала ремонта: после холодной зимы со стен осыпалась штукатурка, показав кирпичную кладку и низкое качество работ.
— Были определённые технические ошибки, которые каждый год весной приводили к разрушению лепнины, — рассказал Лайфу директор музейного комплекса “Усадьба Асеевых” Дмитрий Самородин. — Там балконы, с них не был сделан правильный водоотвод.
Год спустя, в марте 2016-го, картина повторилась. Барельефы и лепнина начали отваливаться кусками, основания колонн дали трещины. Смотреть на разрушения приезжала целая делегация из Департамента управления имуществом Министерства культуры (которым руководил как раз Борис Мазо), а также представители “Балтстроя”. По итогам осмотра “Балтстрой” обязался всё переделать за свой счёт и, как говорит Самородин, переделал — правда, через год после появления первых проблем.
Директор не стал рассказывать, заметил ли какие-то криминальные нарушения при реконструкции: дело в том, что когда реконструкция шла, самого музея как юрлица не существовало. Он добавил, что с представителями “Балтстроя” ему приходилось общаться лишь эпизодически, только когда решали вопрос об устранении огрехов.
— Реставрация была закончена в 2013 году, а наша организация была открыта только в 2014 году, поэтому мы никаким образом не пересекаемся с “Балстроем”, — говорит Самородин. — Пересекаемся только в рамках выполнения гарантийных обязательств, то есть если произойдут разрушения или были неправильно выполненные работы.
Вместе с тем Самородин, отвечая на вопрос о представителях “Балтстроя”, призвал не клеймить людей до суда. От вопросов о том, осматривали ли усадьбу и изучали ли документы следователи в рамках дела Минкульта, Самородин ушёл.
Внимательные читатели помнят из написанного выше, что всего на реставрацию потратили 401,5 миллиона. Однако при сложении стоимости упомянутых двух контрактов этой цифры не получается. Как так? Всё просто — ещё в 2011 году Минкультуры заключило несколько тендеров на проектные изыскания и ремонтные работы, которые делали фирмы, не имеющие отношения к делу Минкульта.
Многострадальный филиал Петергофа
Тамбовский историко-культурный комплекс “Усадьба Асеевых” считается филиалом музея-заповедника “Петергоф”. Построенная в начале XX века усадьба смотрится эклектично: мало того, что её возводили в своё время в смешении модерна, барокко и классицизма, так ещё и после реконструкции над крышей стал выситься футуристичный стеклянный купол.
До революции земля, где стоит усадьба, принадлежала тамбовскому фабриканту и меценату Михаилу Васильевичу Асееву из купеческого рода. Для постройки главного здания усадьбы он пригласил в 1905 году из столицы архитектора Льва Кекушева, которого называют первым российским модернистом. Кекушев проектировал дом Миндовского на Поварской улице (Посольство Новой Зеландии), доходный дом Исакова на Пречистенке и многие другие московские здания в стиле модерн.
Но Асееву не повезло — через десять лет грянула революция. Весной 1918 года его раскулачили большевики. Он эмигрировал с семьёй за границу, а роскошную усадьбу реквизировали и отдали под летнюю колонию для бедных детей. В 1920-е годы в ней располагался детский дом. В начале 1930-х усадьба перешла в систему здравоохранения и использовалась сначала как туберкулёзный санаторий, потом — как кардиологический. Директор усадьбы Дмитрий Самородов рассказал, что санаторием усадьба пробыла аж до 2009 года.
Некультурный заместитель Мединского
Заместитель министра культуры Григорий Пирумов стал широко известен в стране благодаря уголовному делу о мошенничестве, возбуждённому в отношении него и его коллеги — главы Департамента имущества Бориса Мазо. Пирумов и Мазо сейчас под арестом в СИЗО; кстати, когда суд решал вопрос о мере пресечения, за Пирумова вступился министр культуры Владимир Мединский.
Чиновников обвиняют в коррупции и хищении денег, выделенных из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия. Уголовное дело состоит из нескольких эпизодов и делится по памятникам архитектуры, на которых, по версии следствия, успели похитить деньги Пирумов с подельниками.
В ключевом эпизоде обвинения говорится об ансамбле Новодевичьего монастыря в Москве. По версии следствия, в конце ноября 2012-го Пирумов и Мазо помогли выиграть конкурс на проект реставрации исторического объекта подконтрольному Минкульту ФГУП “Центральные научно-реставрационные проектные мастерские” (ЦНПРМ). С предприятием был заключён госконтракт на 127,3 миллиона рублей. Следователи выяснили, что в проект внесли работы, на которые можно было завышать цены или которые вообще не были нужны в монастыре.
Примерно в марте 2015 года, как считают следователи, высокопоставленные чиновники Минкульта нашли строителей, которые взялись за реставрацию Новодевичьего монастыря. Так в группировке появились сотрудники “Балтстроя” Дмитрий Сергеев и Александр Коченов. Чиновники пообещали им, что дочка “Балтстроя” ― “Стройфасад” ― выиграет пять конкурсов на реставрацию этого объекта.
Теперь в деле уже пять эпизодов: помимо нового Тамбова, это Новодевичий, хищение средств на ремонтных работах в Музее космонавтики в Калуге, в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве, Изборской крепости в Псковской области и драмтеатре в Пскове.
Как ранее сообщал Лайф, Колесников поведал спецслужбам, что лично Мазо и Пирумов получали с одной сделки от 5 до 15 процентов. Общая сумма ущерба может составлять до 600 миллионов рублей.
Источник: “Life”