Минтранс заявил об окончании тестирования системы и необходимости поднять платежи для владельцев грузовиков вдвое
В Минтрансе РФ заявили о грядущем завершении тестового периода системы «Платон». В ведомстве считают необходимым поднять платежи для владельцев грузовиков с нынешних 1,53 руб. за 1 км до «полного тарифа», то есть вдвое. Повышение цен может произойти до конца года. Ранее ввод системы «Платон» вызвал массовые акции протеста и разбирательство в Конституционном суде РФ. Дальнобойщики считают, что новые тарифы добавят 3–5% к цене перевозимых ими товаров.
О грядущем окончании тестирования системы «Платон» и возможном повышении цен объявил министр транспорта РФ Максим Соколов. По словам чиновника, система работает нормально, ей пользуются 700 тыс. человек, а в бюджет РФ уже поступило 14 млрд руб. платежей от пользователей «Платона». Господин Соколов сообщил, что тестовый период, когда владельцы грузовиков платили 1,53 руб. за 1 км проезда, завершается и необходимо вернуться к «полному тарифу». «Я думаю, что это решение может быть принято, должно обсуждаться уже сейчас — на рубеже 2016 и 2017 годов»,— добавил министр.
Система «Платон» (расшифровывается как «Плата за тонну») заработала с 15 ноября 2015 года. Владельцы грузовиков массой более 12 тонн обязаны платить 1,53 руб. за 1 км за проезд по федеральным трассам, компенсируя ущерб дорогам. Ранее планировалось, что тариф вырастет до 3,06 руб./км с марта нынешнего года, однако в феврале правительство продлило действие текущего тарифа. Кроме того, было продлено действие льготного периода до 30 июня 2017 года: до этой даты тарифы не будут индексироваться в соответствии с инфляцией.
В Росавтодоре накануне предложили увеличить тариф более чем вдвое, доведя его до 3,73 руб. за 1 км (для автомобилей массой свыше 12 тонн). Глава Росавтодора Роман Старовойт ранее также давал понять, что «Платон» работает стабильно, а «существенного роста цен на товары, которые перевозятся 12-тонниками», не наблюдается. Максим Соколов сегодня дал понять, что полные тарифы позволят «реализовать проекты в дорожной отрасли», которые задумывались при запуске системы.
В связи с запуском «Платона» осенью прошлого года по России прокатилась волна протестов дальнобойщиков. После этого депутаты Госдумы от КПРФ обратились в Конституционный суд (КС) РФ с требованием проверить законность нормативных актов, на базе которых работает система. В частности, парламентарии сочли, что плата за проезд — это налог и его ставки должны устанавливаться Налоговым кодексом РФ, а не постановлением правительства РФ. При этом в жалобе в КС указывалось, что дальнобойщики подвергаются двойному налогообложению, так как уже платят транспортный налог и топливный акциз. Наконец, претензии предъявлялись и к тому, что оператор «Платона» компания РТИТС была выбрана правительством РФ без каких-либо конкурсных процедур.
Впрочем, КС признал функционирование системы «Платон» конституционным, выбор оператора без конкурса — законным правом государства, а претензии в двойном налогообложении отверг. Так, в суде указали, что транспортный налог вносится за транспортное средство и зависит от мощности двигателя, а «Платон» берет плату с владельцев грузовиков за пройденное расстояние. Правда, в КС оговорились, что тарифы за проезд можно будет изменять только федеральным законом.
Глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко прогнозирует, что повышение тарифов приведет к росту цен в 3–5% на перевозимые грузовиками товары. «Ввод системы прошел относительно безболезненно, потому что до 60% грузовиков услуги “Платона” не оплачивали: не было достаточно работающих контрольных рамок и передвижных постов. Сейчас рамки и посты заработали — от платежей уже не отвертеться. Вкупе с двойным тарифом это будет реально влиять на стоимость товаров и даст вклад в инфляцию. Готово ли правительство идти на такой шаг — не знаю»,— сказал господин Войтко, выразив надежду, что чиновники услышат его аргументы.
Напомним, что в августе ассоциация «Грузавтотранс», объединяющая свыше 50 грузоперевозчиков с общим парком несколько тысяч единиц автотранспорта, направила официальное письмо премьеру Дмитрию Медведеву. В объединении сочли, что неэффективное отраслевое законодательство, непродуманная система налогообложения, ценообразования и тарификации (в том числе высокая стоимость проезда по федеральным трассам) «ввергли отрасль в упадочное состояние».
В профсоюзе «Дальнобойщик» не исключили, что ряд владельцев грузовиков устроит акции протеста против повышения тарифов, хотя и заявили, что выступают против этого. «Для того чтобы в головах просветление наступило, надо перекладывать свои расходы на заказчиков»,— добавил господин Войтко. Общественник также обратил внимание, что повышение топливного акциза принесло бюджету 40 млрд руб., тогда как «Платон» — 14 млрд руб., «из которых еще нужно заплатить оператору». «Деньги на дороги ищут не там»,— заключил он.