Рекламодатели по-прежнему уходят из офлайна в онлайн, но уже не так быстро
Каждая пятая российская компания (20%) в 2016 году рекламируется исключительно в интернете, говорится в ежегодном исследовании IAB Russia о перспективах интерактивной рекламы в России, составленном по итогам опроса крупнейших рекламодателей (есть в распоряжении РБК).
Почти 60% рекламодателей отмечают рост доли своих бюджетов в digital-сегменте за последние два года. Согласно исследованию, digital является основным рекламным каналом для 22% опрошенных компаний — они тратят на нее от 40 до 80% рекламных бюджетов. Остальные компании (58%) на интерактивную рекламу направляют не более 40% средств, предусмотренных на продвижение.
Digital не угроза
Если в прошлом году рост доли интернет-рекламы сопровождался у многих рекламодателей сокращением бюджетов на офлайн-продвижение — это обеспечило рост доли digital в рекламных бюджетах сразу на 7 п.п. (с 34 до 41%), то в нынешнем году скорость перетока бюджетов резко снизилась — исходя из ответов респондентов, рост доли digital в 2016 году находится на уровне 2 п.п.
По мнению исполнительного директора Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Валентина Смолякова, ТВ и радио не конкурируют с интернет-рекламой, а «вполне успешно работают в связке». «Пресса сокращается, но тут большую роль играют внутренние проблемы медиа, а не digital. То есть digital не является угрозой другим медиа, а только удобным и эффективным дополнением», — говорит он. Эксперт отмечает, что контекстная реклама — самый крупный сегмент российского digital — заполнен в основном малым и средним бизнесом (за счет эффективности решения их задач и невысокой стоимости). Обычно бюджет этих игроков не позволяет размещаться в офлайн-медиа, добавляет Смоляков.
IAB Russia отмечает резкий рост доли рекламодателей, которые планируют больше вкладывать в интернет-рекламу: если в 2015 году только 33% респондентов планировали увеличить digital-бюджеты более чем на 10%, то теперь так ответили уже 52% опрошенных.
«Позитивным сигналом является то, что около 70% респондентов планируют сохранять и увеличивать объемы бюджетов интернет-рекламы. Высокий прирост ожидается как в инновационных сегментах рекламы — в социальных сетях, мобильной и видеорекламе, так и в наиболее популярной поисково-контекстной рекламе», — говорит директор по развитию сервиса ADFOX компании «Яндекс» и президент общественной организации IAB Russia Борис Омельницкий.
Больше всего на digital-рекламу в среднем тратят компании сегментов «Недвижимость» (до 60% всего рекламного бюджета) и «Банки» (от 43%). Также опрос показал большую долю интерактивной рекламы в бюджетах некоторых категорий ретейлеров (продавцы товаров для детей, товаров для ремонта и дома), но это во многом связано с тем, что в этих категориях (в отличие, например, от электроники и техники) опрос охватил преимущественно интернет-магазины, уточняется в отчете.
«Инвестиции в digital-рекламу вырастут по итогам года в полтора раза, основной прирост дали размещения ЦУМа и ДЛТ, — рассказал РБК представитель ЦУМа. — Приоритетные площадки для нас — новостные ресурсы, соцсети и имиджевые lifestyle-площадки».
Сколько россиян блокируют рекламу?
По данным компании Opera за октябрь 2016 года, 60% российских интернет-пользователей применяют сервисы блокировки рекламы, и лишь 2% пользователей считают онлайн-рекламу полезной для себя. По данным Opera за второй квартал 2016 года, у мобильной версии браузера было 23 млн пользователей в России и СНГ.
Новые рекламодатели
Долю интерактивной рекламы в первую очередь увеличивают рекламодатели, пришедшие из офлайна, которые на digital уже направляют более 15% (но менее 70%) своих рекламных бюджетов. Наибольший интерес проявляют рекламодатели из сегментов «Банки», «Автомобили» и «Недвижимость», говорится в исследовании.
Рекламодатели видят высокий потенциал роста контекстной рекламы, видеорекламы и таргетированной рекламы. По словам руководителя видеопроектов «Яндекса» Натальи Гришкиной, в первой половине 2016 года рекламодатели потратили на видеорекламу в интернете 2,6 млрд руб., что составляет 3,6% всех ТВ-бюджетов. Видеоформаты начинают привлекать и традиционно «нетелевизионных» рекламодателей — представителей электронной коммерции, производителей игрового и мобильного контента, отмечает она. Доля мобильной рекламы в digital-стратегии рекламодателей выросла за год с 42 до 69%. Рекламодатели также отмечают среди новых инструментов наибольший потенциал роста у нативной рекламы. Хотя ее пока приняли на вооружение только 43% опрошенных, а 36% ответили, что могут начать использовать нативную рекламу в этом или следующем году.
Анастасия Папандина, Ирина Парфентьева
Фото: ТелеграфистЪ
Источник: “РБК”