Компания выплатит $1,1 млрд дивидендов
ГМК “Норильский никель”, в апреле скорректировавшая дивидендную политику из-за падения цен на металлы до многолетних минимумов, решила промежуточно выплатить половину итоговых дивидендов вместо планировавшихся 30%. Аналитики не исключают, что так совладельцы ГМК могут страховаться от волатильности курсов.
Совет директоров “Норникеля” рекомендовал акционерам одобрить промежуточные дивиденды за девять месяцев 2016 года в размере 70,3 млрд руб., или $1,1 млрд (из расчета 444,25 руб. на акцию), сообщила компания. Это почти вдвое выше ориентира по промежуточным дивидендам, который “Норникель” давал в апреле, представляя новую дивидендную политику, учитывающую волатильность цен на металлы. В первом квартале 2016 года цены на никель достигли минимума за 12 лет ($7,7 тыс. за тонну), цены на медь — семилетнего минимума ($4,3 тыс. за тонну). Тогда в ГМК говорили, что выплаты за девять месяцев 2016 года составят “предположительно $600 млн”, но и прогноз по минимальному уровню итогового дивиденда был осторожный — $1,3 млрд.
Дивидендная политика компании с апреля предполагает выплату 60% EBITDA за год при долговой нагрузке компании ниже 1,8 чистый долг/EBITDA, выплату 30% EBITDA при коэффициенте свыше 2,2 и плавающий размер выплат при уровне чистого долга в диапазоне от 1,8 до 2,2 EBITDA (но не менее $1 млрд с 2018 года). При этом компания отмечала, что “будет стремиться сохранить выплату промежуточного дивиденда за девять месяцев в размере до 30% от ожидаемого совокупного дивиденда за год”. Итоговый дивиденд традиционно выплачивается в июне-июле.
Но уже в августе на фоне восстановления цен старший вице-президент — финансовый директор ГМК Сергей Малышев допускал, что долговая нагрузка компании по итогам года может быть ниже 1,8 EBITDA. Сейчас консенсус-прогноз Bloomberg по EBITDA “Норникеля” за 2016 год — $3,6 млрд ($3,8 млрд за 2017 год). На него, в частности, ориентируется “Русал”, владеющий 27,8% ГМК и использующий дивиденды от пакета для снижения долговой нагрузки (чистый долг на конец третьего квартала — $8,3 млрд). Другие ключевые акционеры “Норникеля”, “Интеррос” Владимира Потанина (30,3% акций) и Crispian Investment Ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова (6,5% акций), используют дивиденды для “различных проектов”.
Представитель “Норникеля” отметил в беседе с “Ъ”, что принятая формула используется для расчета итоговой годовой суммы дивидендов, а решение о том, какая часть может быть выплачена по промежуточным дивидендам, “принимается в каждом конкретном случае советом директоров с учетом текущей макроэкономической конъюнктуры и финансового состояния компании”. На рекомендацию совета директоров повлияла положительная ценовая конъюнктура, говорит источник “Ъ”, близкий к одному из акционеров ГМК. В пятницу тонна никеля стоила на LME $11,7 тыс., тонна меди — $5,6 тыс. “Дивидендная политика прежде всего определяется ценами на металлы компании, хотя у ключевых акционеров всегда сохраняется возможность скорректировать это “джентльменское соглашение”, если возникнет острая потребность в наличности”,— соглашается источник “Ъ”, близкий к другому совладельцу “Норникеля”. Но о такой потребности собеседники “Ъ” не слышали.
Сергей Донской из Societe Generale говорит, что скромный ориентир “Норникеля” по размеру промежуточных дивидендов “вызывал некоторые вопросы”: такое неравномерное распределение прибыли могло быть неудобно и самой компании, и акционерам, в том числе “Русалу”. Очевидно, восстановление цен на металлы в течение года позволило менеджменту и акционерам более оптимистично подойти к этому вопросу. Выплата промежуточного дивиденда в размере 50% от ожидаемого за год также может быть связана с опасениями акционеров относительно курсовых колебаний, допускают господин Донской и Олег Петропавловский из БКС. Ключевые акционеры ГМК владеют ADR на акции компании, выплаты по которым идут в долларах по курсу на дату расчетов, и в 2014-2015 годах волатильность рубля иногда играла против совладельцев “Норникеля”.