Огромное количество редких и ценных произведений искусства «перекочевало» из украинских музейных фондов в личные коллекции политиков и чиновников
В декларациях нынешних «слуг народа», включая президента и премьер-министра страны, уйма сведений о наличии в собственности картин всемирно известных художников, уникальных музыкальных инструментов и средневековых манускриптов. Все они «позаимствованы» у государственных учреждений культуры в бессрочное пользование. С юридической точки зрения это не что иное, как открытое присвоение чужого имущества, т.е. грабеж.
Недавно созданное Национальное антикоррупционное бюро, дабы продемонстрировать свою принципиальность, попыталось провести выборочную проверку в некоторых музеях и картинных галереях. Результаты ошеломили: многие инвентарные книги оказались расшитыми, с вырванными страницами. Тем самым скрывались факты исчезновения наиболее привлекательных экспонатов, о существовании которых хорошо знали не только сотрудники учреждений, но и обычные посетители со стажем.
Занимавшиеся подобной «экспроприацией» не особо утруждали себя заметанием следов, так как действовали по указанию влиятельных «боссов». Тех самых, которые сейчас быстро приструнили проверяющих, категорически запретив им не совать нос, куда не следует. Учитывая, что власть безраздельно контролирует работу любого следственного органа, всё по ее приказу утихомирилось. Огласке предана лишь ситуация в Музее искусства старинной украинской книги во Львове. Сделано это сознательно и для отвода глаз — пусть, мол, общественность повозмущается, выпустит пар.
У данного учреждения хоть и недолгая, но непростая история. Оно было открыто в 1976 году под первоначальным названием Музей книги имени Ивана Федорова в Онуфриевском монастыре, где похоронен легендарный первопечатник. В 1990 году эти помещения передали Ордену василиан, так что все экспонаты долгое время попросту лежали в подвалах. Только через семь лет для них выделили небольшую пристройку возле дворца Потоцких.
При перемещениях и ненадлежащих условиях хранения экспозиций контроль за их учетом соблюдался слабо. Вот и ломают теперь голову сотрудники правоохранительных органов: когда именно исчезли аж 97 уникальнейших старопечатных книг и манускриптов, кто непосредственно причастен к их исчезновению (вернее — похищению), кому они проданы? Лишь знаменитый «Апостол», выпущенный в свет Иваном Федоровым в 1574 году, оценивается на черном рынке в десятки миллионов долларов! Пропавший из музея экземпляр — один из немногих уцелевших в мире. Вместо него в витрине под стеклом посетители видели жалкую подделку…
Прокуратура и полиция, расследующие дело о крупной пропаже печатных и рукописных раритетов, обоснованно считают, что в беспрецедентных кражах под конкретные заказы непосредственно замешаны сотрудники музея, скрывавшие подмену ценнейших экспонатов. Выйти через них на очень и очень влиятельных людей, хвастающихся перед гостями историческими реликвиями, в общем-то довольно просто. Однако сыщики, конечно же, не рискнут докопаться до сути — себе дороже, вмиг лишатся должностей. Они ведь знают, как с подачи услужливых карьеристов от культуры попали художественные шедевры в апартаменты президента Порошенко (более 70 картин мастеров кисти разных эпох), премьер-министра Гройсмана (у него коллекция еще масштабнее!), других высокопоставленных руководителей в Киеве, а также губернаторов областей и глав районных администраций.
Знают, но будут молчать — так называемая каста неприкасаемых на Украине всемогуща и мстительна, ей дозволены любые беззакония и аферы.
Степан Левчук
“Новый вторник”