Российские власти в очередной раз впали в альтруизм
Не успела Россия возвестить общественность о том, что наконец-то расплатилась с долгами СССР (см. «НВ» №13 от 11 апреля 2017 г.), как пришла новая весть: наша страна списала долги Киргизии в размере 240 млн. долларов.
Всего же за последние 11 лет Москва списала Бишкеку $703 млн долгов (на эти деньги можно было бы, к примеру, построить порядка сотни школ на тысячу мест каждая).
Сумма впечатляющая, хотя другим странам списывали и поболе. Например, Сирии простили почти $10 млрд, Эфиопии — более $1 млрд, $4,5 млрд списали Алжиру, по $11 млрд — Афганистану и Северной Корее, $12 млрд — Ираку. В числе облагодетельствованных государств — Вьетнам, Куба, Монголия. $20 млрд в общей сложности простили группе африканских стран. Справедливости ради надо сказать, что в альтруистах ходит не одна Россия. В 2005-м «Большая восьмерка» простила группе беднейших стран долги на $40 млрд. Однако лидером по списанию долгов все-таки является Россия. Эксперты подсчитали, что за 20 постсоветских лет Москва простила более $140 млрд долгов. И что характерно, далеко не все должники были не в состоянии платить. В числе осчастливленных оказались, к примеру, страны-экспортеры углеводородов (Алжир, Ирак, Ливия). Не было у должников в достаточном количестве долларов и евро? Ничего страшного — можно было бы взять с них нефтью, газом, другими полезными ископаемыми.
По идее, государство разрешает должникам не платить в расчете на какую-то выгоду — политическую, экономическую. Например, Кубе списали $32 млрд в обмен на обещание совместных проектов в области энергетики, транспорта, здравоохранения. Прошло три года, о совместных проектах ничего не слышно. Больше того, эксперты заговорили о том, что Куба потихоньку возвращается на орбиту США. То есть нас, похоже, постиг полный облом и в геополитическом смысле тоже. Ничего не слыхать об экономическом триумфе российских компаний в Ливии. А ведь правительство этой нефтяной страны обещало им режим наибольшего благоприятствования в обмен на списание государственного долга в $4,5 млрд.
Эксперты утверждают, что за все время после 1991 г. не сыскать ни единого примера, когда бы Россия с успехом воспользовалась ситуацией, связанной с прощением очередного долга. Кого нам стоит «благодарить» за это? Чиновников и парламентариев. Ведь списание долгов всякий раз оформляется — правительственными постановлениями и даже федеральными законами. Например, чтобы списать $31,7 млрд кубинского долга, три года назад приняли Федеральный закон (№ 203-ФЗ).
Это, конечно же, нонсенс. Прощаем многомиллиардные долги и при этом сокращаем финансирование образования и здравоохранения. Ведь что получается? Последние два десятка лет в среднем списываем по $7 млрд в год. На медицину в 2017 г. выделено 362 млрд рублей бюджетных денег (чуть больше $6 млрд). Выходит, тратим на здоровье нации меньше, чем списываем долгов.
Мы сегодня имеем гигантский ворох нерешенных социально-экономических проблем. Власти все время жалуются на трудности с бюджетом. Объясняют, что нет денег то на положенную по закону индексацию пенсий, то на обещанную несколько лет назад программу продовольственной помощи малоимущему населению. И при этаких стесненных обстоятельствах с легкостью необычайной отказываются взыскивать десятки миллиардов долларов с должников. Чиновники и парламентарии стремятся быть добренькими со всеми чужими народами за счет своего собственного. Не пора ли потребовать от них прекратить эту порочную и расточительную практику?
Максим Грегоров
“Новый вторник”