Корреспондента федерального издания забрали в полицию за попытку присутствовать на заседании районных депутатов в смоленском селе Новодугино по звонку спикера облдумы Игоря Ляхова?
Новодугинский район у руководства Смоленской области на хорошем счету как один из самых быстро развивающихся в регионе. Однако складывается впечатление, что усилиями исполнительной власти и бизнеса район развивается сам по себе, а местная законодательная власть в лице депутатов райсовета и его председателя Виктора Копылова живет и действует сама по себе. Во всяком случае, корреспондент «Нашей Версии» Ринат Хабибулин на днях убедился в том, что местными депутатами управляют «неизвестные» силы, которые порой толкают районный совет на странные и сомнительные решения.
Кажется, какие секреты могут быть у районных депутатов от СМИ и общественности? Оборонный бюджет они в отличие от Госдумы не принимают, вопросы безопасности не обсуждают. Ну, разве что проблемы приватизации районных земель и предприятий могут вынести в повестку дня, но в этих вопросах все должно быть открыто и гласно. Так, во всяком случае, полагается по закону.
Однако заседание депутатов новодугинского райсовета 17 мая его председатель Виктор Копылов почему-то решил провести в закрытом режиме, без учета, так сказать, общественных интересов. А такие интересы к Новодугинскому району и его законодательному органу власти в последнее время накопились даже у столичных СМИ. С таким вот не праздным интересом прибыл в тот день в Новодугино и корреспондент «Нашей версии». Однако глава районного совета Виктор Копылов осадил столичного журналиста еще на дальних подступах к мероприятию: мол, о чем пойдет речь на заседании, посторонним знать не полагается, и – точка! Не помогли ни ссылки на закон «О СМИ», ни другие доводы, в том числе о том, что деятельность советов должна быть полностью открыта для общества. Виктор Михайлович на правах гостеприимного хозяина был непреклонен, потребовав от столичного гостя с журналистским удостоверением покинуть не только его кабинет, но и здание райадминистрации, а желательно – и пределы Новодугинского района.
Само собой, командированный в Новодугино корреспондент поначалу воспринял это как шутку. Но дело приняло серьезный оборот. Перед началом «секретного» заседания председатель райсовета уже официально попросил посторонних выйти, отдельно упомянув «заезжего» журналиста. Поскольку в столицах более либеральные нравы, журналист не сдавался. Тем более, что кроме громких слов председатель райсовета Копылов не демонстрировал никаких аргументов. Действительно, ведь для проведения закрытого заседания районного совета депутатов должны быть какие-то основания хотя бы в виде голосования избранников согласно регламенту. Впрочем, спохватившись, районный спикер голосование все же объявил: мол, кто за то, чтобы заседание провести без присутствия корреспондента «Нашей версии» Хабибулина? Но тут случился конфуз. В большинстве своем милые и добродушные депутаты новодугинского райсовета совсем ничего не имели против журналиста из Москвы, а потому с первого раза проголосовали совсем не так, как рассчитывал Виктор Копылов. Поднятых рук за удаление посторонних с заседания оказалось меньше, чем голосов в пользу проведения заседания в закрытом режиме. Ничуть не смутившись, глава райсовета потребовал повторить голосование, смерив отступников многозначительным взглядом. Этот взгляд, следует признаться, мог пронзить насквозь и образумить кого угодно. Не стали исключением и те депутаты, что с первой попытки отказались поддержать удаление прессы. При таком раскладе журналисту ничего не оставалось, как покинуть помещение, в котором остались полтора десятка избранников, включая спикера Копылова.
Однако долго скучать в коридоре корреспонденту не пришлось, поскольку выяснилось, что районный спикер вызвал… полицейский наряд. Отделение полиции в Новодугино, как и во многих районных центрах, располагается в непосредственной близости от местных органов власти. Поэтому сроки оперативного реагирования на тревожный сигнал четко уложились в нормативы и были показательно минимальными. Запыхавшиеся полицейские уже через пару минут после вызова ворвались в предбанник зала заседаний райсовета и безошибочно направились к столичному журналисту.
Судя по всему, у сотрудников новодугинской полиции, которую возглавляет майор Николай Иванов, в этот час не было других забот, кроме как научить уму-разуму корреспондента. Хотя, казалось бы, в чем должен был заключаться тот урок, который собирались преподать стражи порядка журналисту из Москвы? Ничего запрещенного у командированного в карманах и сумке не имелось, общественного порядка он не нарушал. Тем не менее, сигнал есть сигнал, а потому старший наряда потребовал от журналиста пройти куда следует для выяснения ситуации и составления протокола.
Следует отдать должное новодугинской полиции: сотрудники вели себя вежливо, то есть не затолкали корреспондента в «обезьянник», ничего не подсунули в карманы и даже ни разу не приложились по его спине дубинкой, не говоря уже о применении наручников. Конечно, вопросы вызывает сам факт такого реагирования полиции на приезд в командировку журналиста. Но и на него у стражей порядка из новодугинского отдела наверняка заготовлен убедительный ответ. То, что на русском языке называется немотивированным задержанием, на языке полиции из райцентра Новодугино, скорее всего, именуется невинным словом «препровождение». Иными словами, если по описываемому факту кто-то из депутатов Госдумы или общественников попросит руководство тамошней полиции объяснить причину задержания корреспондента Хабибулина, то получит лаконичный ответ, что ничего подобного в тот день 17 мая не было, поскольку журналист был вовсе не задержан, а всего лишь сопровожден в отдел полиции для проверки и составления протокола. Короче, имела место рутинная и обыденная процедура, которой, судя по всему, может подвергнуться всякий, кто без разрешения и предварительного согласования приезжает в Новодугинский район, да еще и заходит в райсовет. Так что корреспонденту Хабибулину еще крупно повезло: после составления протокола, в котором местные сотрудники отразили цели его командировки и неудачную попытку осветить работу депутатского совета, журналиста не определили в камеру, а отпустили на все четыре стороны.
После такого неожиданного условно-досрочного освобождения журналист нашел в себе силы на повторный визит в новодугинский райсовет, где к тому времени уже завершилось закрытое заседание. На сей раз спикер Виктор Копылов обошелся с гостем из столицы помягче и не стал снова вызывать полицейский патруль, а снизошел до короткого разговора. Виктор Михайлович даже приоткрыл секрет всех предшествующих событий, признавшись, что вовсе не он являлся инициатором закрытости депутатского заседания и вызова полиции по душу Хабибулина. «Нездоровая ситуация создалась вокруг нашего совета», – вздохнул спикер Копылов. А после паузы и вовсе многозначительно добавил: «Нас могут за что угодно…». Правда, дальше этого намека в разговоре с журналистом спикер не пошел. Но как впоследствии рассказали коллеги Виктора Копылова настойчивому журналисту (запись имеется в распоряжении редакции — А.К.), оставшись в своем кругу он все же дал волю чувствам. В частности, признался коллегам, что «карт бланш» на жесткие действия ему будто бы дал никто иной как председатель смоленской областной думы Игорь Ляхов и его руководство в Москве. В противном случае, если, мол, не будут вынесены нужные решения, тот якобы угрожал ему роспуском совета районных депутатов и выдворением самого спикера на пенсию. Главе райсовета посочувствовали, что ему действительно не просто работать в обстановке такого давления со стороны областных чиновников, которые, к тому же, грозят какими-то «темными силами» из самой Москвы. Если дело обстоит именно таким образом, то впору вмешиваться для прояснения ситуации депутатам Госдумы, общественникам и правоведам, которые наверняка смогли бы помочь разобраться в том, что происходит в одном отдельно взятом райсовете смоленской губернии.
Антон Краснов