Тендеры без конкурентов

Как система госзакупок превращается в коррупционный инструмент

Система госзакупок допускает множество возможностей для недобросовестного проведения тендеров, создающих ограничения конкуренции. Какие лазейки используют компании, чтобы отдать контракт в нужные руки и избавиться от «нежелательных» подрядчиков.

Фото ВЭИ

Система госзакупок изначально вводилась для обеспечения прозрачности заключения контрактов, однако в итоге превратилась в одну из самых запутанных и коррупционных отраслей деятельности. Особенно это касается выбора поставщика, когда компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы отдать контракт «нужной фирме». ФАС России по итогам за 2016 год проверила порядка 48 000 процедур определения поставщиков и выявила нарушения в 34% случаев, по итогам проверок было выдано более 3000 предписаний об устранении нарушений. Рассмотрим наиболее частые способы ограничения конкуренции при проведении тендеров.

«Заточка» под единственного поставщика

Это одна из самых распространенных практик, когда техническое задание составляется таким образом, что только одна компания способна выполнить его условия или подходит под конкретные критерии. Например, указывается наличие определенного оборудования или товара, которые для исполнения всего заказа в целом и не важны, но именно их отсутствие не даст «пройти» другим претендентам. Иногда даже указываются конкретные товарные знаки, бренды и производители, что является прямым нарушением законодательства. Очень часто подобные нарушения встречаются в сфере поставок медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий, предназначенных для реабилитации инвалидов.

Искусственное занижение цены контракта

Демпинг очень часто используется как способ устранения конкурентов. Соперничество по цене осуществляется на законных основаниях, поэтому выявить недобросовестных поставщиков непросто. Однако при явно незаконных практиках обычно участвуют третьи фирмы, которые выполняют функцию «пугала» для других фирм. Такая компания никогда не принимает настоящего участия в конкурсе, а лишь создает необходимые условия для получения заказа той фирме, для которой конкурс и проводится.  Когда все конкуренты устранены, фирма выходит из участия и заказ достается «своим», так как никого больше и не осталось.

Невыполнимые требования

Избавиться от нежелательных подрядчиков можно и другими способами, например установив такие требования к заказу, которые исключают возможность его исполнения. Так, можно встретить заказы, для исполнения которых требуется строительство объекта за пару месяцев, что, разумеется, отпугивает всех потенциальных подрядчиков. Если начать разбираться в таком контракте, то можно обнаружить, что работы уже ведутся, причем той фирмой, которая в итоге и согласится на предложенные условия. Другим вариантом является установление цен в разы ниже рыночных, что делает выполнение работ или предоставление товаров совершенно невыгодным.

Однако такие требования могут касаться не только самого заказа, но и исполнителя. В качестве такого «отсеивающего» критерия могут выступать финансовые гарантии, размер уставного капитала и т. д. Проблема в том, что устанавливать критерии для выбора поставщика вполне нормально, поэтому нарушения не так просто обнаружить. Правда, здесь есть риски и для заказчика — отказ в заключении контракта может быть обжалован в суде или стать основанием для подачи жалобы в ФАС.

Скрытие информации о проведении торгов

В соответствии с законодательством о всех предстоящих торгах должна быть размещена информация — в СМИ или на онлайн-площадках. Однако чиновники придумали очень простой способ разместить информацию, которую при этом увидят только «нужные» компании. Для этого в обозначении заказа допускаются опечатки, не позволяющие найти его возможным конкурентам. Так появляются разнообразные «крессла», «каннцелярские принадлежности» и т. д. Этот способ выгоден тем, что доказать умысел не так просто – всегда можно заявить о том, что опечатка была допущена случайно.

Эти способы всем известны, в том числе и ФАС, однако бороться с ними все равно не всегда удается. Законодательная база для борьбы есть, однако этого недостаточно. Статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции» прямо говорит о том, что при проведении торгов, запроса котировок и предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, закон говорит и о запрете на создание участнику торгов преимущественных условий, и о нарушении порядка определения победителей торгов.

С одной стороны, можно сказать, что это формальная декларация, которая не спасает от множества нарушений, которые допускаются ежедневно. Но с другой стороны, можно обжаловать любое нарушение, которое даже по общим признакам подпадает под указанные формулировки. У компании, права которой нарушены заказчиком, два пути – обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов или пожаловаться на неправомерные действия в Федеральную антимонопольную службу. Проблемой является то, что многие нарушения остаются вне поле зрения ФАС. Не все исполнители обращаются с жалобами, поскольку распознать допущенные нарушения не всегда удается.

Большую роль для выявления нарушения имеет развитие взаимоотношений между территориальными органами ФАС и операторами электронных площадок. Часто для выявления нарушений требуется предоставление сведений об участниках размещения заказа, информации о пошаговом проведении аукциона и т. д. Немаловажную роль играет и взаимодействие с производителями, их представителями и дистрибьюторами, так как они могут предоставить данные о характеристиках товара, возможности того или иного производителя участвовать в торгах, сведения о том, запрашивалась ли у них информация о товаре заказчиками и т. д. Особое значение это имеет в борьбе с заказами под конкретных исполнителей.

Денис Фролов

Источник: “Forbes”

Ранее

«Когда я раздеваюсь на сцене, то каждый раз безумно стесняюсь»

Далее

Битва глобусов на «Аннэкспо»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru