«Почему в Италии открыли монумент, идентичный уже установленному в 2013 году в Киеве?»
Это отнюдь не случайное совпадение, а продолжение очень трогательной истории, в честь которой названа скульптурная композиция, — «Вечная любовь».
Действующие лица — украинка Мокрина Юрзук и итальянец Луиджи Педутто. Судьба свела их в военное лихолетье 1943 года в концлагере на территории Австрии. В поистине нечеловеческих условиях, когда каждый день жизни мог стать для них последним, молодые люди испытали друг к другу настоящие чувства и сберегли их до освобождения из неволи в 1945 году.
Разлучили влюбленных тогдашние законы обеих стран. Луиджи не получил разрешения вернуться на свою родину вместе с Мокриной, а ей отказали в праве выйти замуж за иностранца в Советском Союзе.
Долгое время они не смогли общаться и даже переписываться, поглощенные послевоенными заботами и невзгодами. Тем не менее, сберегали верность и не прекращали поисков. Палочкой-выручалочкой стала телепередача «Жди меня». Узнав о ней, итальянец послал письмо с просьбой помочь найти любимую. Журналистам удалось побывать в городке Кастель-Сан-Лоренцо, где жил Луиджи. И его новая встреча с Мокриной состоялась! Правда, произошла она спустя аж 60 бесконечно долгих лет…
С той поры они ежегодно гостили друг у друга, показывая молодым пример бережного и нежного общения. Их неординарная судьба вдохновила украинских скульпторов Александра Моргацкого и Григория Костюкова на создание не совсем обычного памятника. В их композиции пожилые люди словно убаюкивают один другого в объятиях… Собственно, именно так они и выглядели в глазах киевлян, собравшихся в Мариинском парке в мае 2013 года на открытие монумента. Да, Луиджи Педутто был здесь. Разве он мог не присутствовать на таком волнующем событии, хоть и был нездоров в свои 93 года?
Увы, это была их последняя встреча. Луиджи скончался через несколько месяцев, а Мокрина ушла из жизни два года спустя. Но о них хорошо помнят и на Украине, и в Италии. Украинские скульпторы изготовили для жителей далекого Кастель-Сан-Лоренцо точную копию своего памятника, на открытие которого совсем недавно собрались тысячи земляков Луиджи. Да и разве можно не преклоняться перед такими глубокими искренними чувствами, преодолевающими время, расстояния, любые препятствия?
Михаил Вербный
“Новый вторник”