Компания отчиталась о промежуточных итогах оптимизации затрат
На недавнем годовом собрании акционеров председатель правления газового концерна Алексей Миллер отчитался об итогах производственной и финансовой деятельности Газпрома за 2016 год, сообщив, что в отчетном году выручка от продаж Группы «Газпром» увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 38 млрд рублей и составила более 6 трлн рублей, прибыль выросла на 21% и составила 952 млрд рублей, свободный денежный поток составил 202 млрд рублей.
По словам председателя правления, в немалой степени этих показателей удалось добиться за счет оптимизации затрат — «Газпром» каждый год разрабатывает и выполняет Программу оптимизации (сокращения) затрат, которая направлена на повышение эффективности инвестиционных и операционных затрат и укрепление финансовой дисциплины.
Программа оптимизации на 2017 год предусматривает мероприятия, общий эффект от которых должен составить 12,24 млрд руб.
Соблюдение параметров программы, контроль расходов газового монополиста и поиск возможностей их сокращения являются основными задачами департамента по управлению корпоративными расходами Газпрома. Это подразделение существует в компании уже более 7 лет и за это время существенно расширило свои функции и возможности, превратившись из тендерного комитета, осуществлявшего подготовку тендерных процедур, в орган, который системно управляет инвестиционным процессом в Газпроме — анализом потребностей в тех или иных закупках, а также анализом их стоимости, приоритизацией проектов и даже контролем исполнения договоров на тех условиях, на которых они были заключены.
По словам директора департамента корпоративных затрат Михаила Сироткина, главной задачей подразделения при его создании была централизация закупок. «Раньше через тендерный комитет осуществлялось небольшое количество закупок, а остальные осуществлялись непосредственно дочерними компаниями «Газпрома». Первой и самой главной задачей была централизация всей закупочной деятельности по всей группе компаний, говорит Михаил Сироткин. — После начала работы стало ясно, что эта деятельность не может ограничиваться только контролем над закупками. И тогда было принято решение создать департамент. За семь лет, пока существует департамент, наши внутренние функционалы развились в определенные модули. Эти модули между собой связаны, но функционально разделены, для того чтобы действовать независимо».
Независимость – крайне существенный фактор. Департамент и его руководитель напрямую подчиняются председателю правления концерна Алексею Миллеру, поэтому возможность влияния на решения департамента кого-либо из самого Газпрома или со стороны крупных контрагентов – будь то кто-то из руководителей или чья-то жена, сын, брат, жена – исключена. Кроме того, поскольку биография Сироткина более 10 лет связана с Газпромом, то накопленный за это время опыт позволяет не только безжалостно урезать затраты, но и выявлять различные «схемы» и возможности для воровства.
«Это очень жесткие инструменты, говорит Михаил Сироткин. — Они очень не нравятся контрагентам — и много кому еще не нравятся. Но это единственная возможность для того, чтобы реально сократить затраты».
Сергей Ковалев