Зачем миллиардеры благоустраивают общественные пространства
Леонид Михельсон обустроит зону у Патриаршего моста в Москве, а Сергей Галицкий реконструирует кинотеатр «Аврора» в Краснодаре. Какие дивиденды миллиардеры получают от подобных проектов?
Когда бизнесмен берется за какой-либо проект, сразу встает вопрос: а сколько он на этом заработает? Но бывает и так, что проекты не только не приносят прибыли, но даже и не окупаются. Яркий тому пример — благоустройство общественных территорий.
«Эту функцию можно рассматривать как элемент социальной нагрузки на бизнес. Это не хорошо и не плохо, это некая данность, но проявляется она по-разному», — говорит руководитель представительства инвестиционно-девелоперской компании Rossmils в России Алексей Могила. Он приводит пример: при строительстве жилого комплекса возникает обременение по ремонту подстанции или строительству спортивной площадки. Напрямую финансовую выгоду от этого получить сложно, но для социума — местных жителей, органов власти — создание подобных объектов является благом.
Такие проекты чаще всего не оцениваются с точки зрения вложенных средств. Но инициативу бизнесменов или компаний в осуществлении подобных проектов общество воспринимает позитивно. Узнаваемость и лояльность являются главными дивидендами, которые получают предприниматели. Но движет ими не только стремление получить одобрение общества, но и желание привнести в общественное пространство что-то новое.
Один из самых ярких примеров прошлого — Павел Третьяков. Потомственный купец и крупный предприниматель, он вошел в историю как основатель Третьяковской галереи. Очевидно, что бизнесмен не ожидал возврата инвестиций, но помнят его именно как мецената, собравшего крупнейшую коллекцию русского искусства и основавшего один из главных художественных музеев России.
Из современной российской истории можно отметить проекты Романа Абрамовича F 12 — реновация Парка Горького и музей «Гараж». Новый «Гараж» — объект общей площадью чуть более 5000 квадратных метров. Обьем инвестиций оценивался примерно в $65 млн. Естественно, об окупаемости объекта речи не идет, подчеркивает Могила.
Свой музей есть и у владельца группы O1 Properties Бориса Минца — это Музей русского импрессионизма. В беседе с Forbes миллиардер говорил, что создание галереи обошлось ему в $20 млн, а на покупку картин в коллекцию он уже потратил $25-27 млн. «Музей никогда не будет окупаться», — добавлял бизнесмен, отмечая, что возврат 20-25% вложенных в музей средств «будет счастьем».
Иногда бизнесменами движет и вполне конкретное желание изменить среду вокруг себя. К примеру, Дональд Трамп (№544 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $3,5 млрд) в свое время занимался реновацией катка Wollman Rink в Центральном парке Нью-Йорка. Сама ледовая площадка была построена в 1949 году, в 1980 году реконструкцией объекта занялись городские власти. Потратив шесть лет и почти $12 млн, они не справились с задачей.
«Из окна моей новой квартиры в «Трамп Тауэр» открывался вид как раз на Wollman Rink, и он, скажем прямо, глаз не радовал», — пишет миллиардер в своей книге «Искусство заключать сделки». И тогда его структуры взялись за завершение реконструкции катка. Через полгода проект был закончен, а бюджет сэкономил $750 000. Сейчас объект находится под управлением Trump Organization, в теплое время его территория используется для размещения детских развлекательных парков.
Классическим примером человека, который обустраивает пространство вокруг себя, также является основатель и основной акционер крупнейшей российской розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий F 18, который живет в Краснодаре. В родном регионе он основал ФК «Краснодар» и построил самый современный в России футбольный стадион, который местные жители называют «Краснодарским Колизеем» или «Гализеем», и спортивную школу. В июле 2017 года стало известно, что он займется реконструкцией краснодарского кинотеатра «Аврора».
Обустройство зоны Патриаршего моста станет продолжением проекта Леонида Михельсона F 1 по реконструкции комплекса зданий, известных как ГЭС-2. Сам комплекс был приобретен за 1,7 млрд рублей, реконструкция оценивается еще в $150 млн, а это значит, что быстро проект не окупится.
«Разрешенный вид использования под музеи, магазины и общественные пространства — в принципе не самая доходная история. Но реализация проекта позволит создать единое пространство с «Красным Октябрем» и превратить его в одно из самых привлекательных в Москве мест для посещения. Особенно с таким местоположением и видовыми характеристиками», — говорит Могила. Он отмечает, что в данном случае реконструкция по сути является продолжением коммерческого проекта.
Анастасия Ляликова
Источник: “Forbes”