Согласно результатам опубликованного на днях исследования ВЦИОМа, 39% совершеннолетних россиян вообще не употребляют алкоголя, а ещё 38% делают это раз в месяц или реже. В то же время, по данным ВОЗ, Россия делит с Польшей четвёртое место в мире по уровню потребления алкоголя. Где же правда?
Согласно рейтингу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в текущем году самой пьющей страной мира является Литва (16 л на душу населения в год в пересчёте на чистый алкоголь); второе место заняла Белоруссия (15 л); третье — Латвия (13 л). Россия и Польша разделили четвёртую строчку с 12 л на душу населения в год.
Этот рейтинг, однако, вызывает ряд вопросов. Дело в том, что он пытается учитывать как официальный оборот алкоголя, данные по которому ВОЗ получает от национальных статистических ведомств, так и теневой, включая нелегальную торговлю, потребление суррогатов, а также домашнего вина и других напитков, изготовляемых гражданами для собственного потребления. А вот эту, неофициальную, часть оценивают уже эксперты, так что точность тут невысока.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также время от времени проводит аналогичные исследования, однако её методика несколько отличается. И, по данным ОЭСР за 2013 г., Россия занимала в рейтинге только восьмое место с 11,2 л душевого потребления.
Чтобы перевести в более понятные единицы измерения: 12 л чистого алкоголя в год на душу населения равняются 60 пол-литровым бутылкам 40-градусной водки (по пять бутылок в месяц), или 160 бутылкам сухого вина объёмом 0,75 л (по 13 с небольшим бутылок в месяц), или 480 банкам пива (по 40 в месяц).
Теперь ознакомимся подробнее с результатами недавнего опроса ВЦИОМа: о том, что не употребляют алкоголя вообще, заявили 39% опрошенных; реже, чем раз в месяц, — 25%; примерно раз в месяц — 13%. Т.е. раз в месяц или реже (в т.ч. вообще никогда) пьют в сумме 77% опрошенных. Цифры совершенно не бьются — тут либо данные ВОЗ изрядно завышены, либо результаты опроса неточны, либо и то и другое сразу.
Попробуем разобраться, сопоставив эти данные с другими исследованиями. В конце прошлого года “Трезвая Россия” и экспертно-аналитический центр при Общественной палате Российской Федерации опубликовали результаты исследования “Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации — 2016”.
Самыми пьющими оказались (по мере улучшения): Магаданская область, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Амурская область, Пермский край, Карелия, Бурятия, Сахалинская область, Нижегородская область, Камчатка, Кировская область.
А в десятку лидеров трезвости вошли:
- Чечня
- Ингушетия
- Дагестан
- Карачаево-Черкесская республика
- Кабардино-Балкария
- Калмыкия
- Ставропольский край
- Белгородская область
- Северная Осетия
- Ростовская область
Лидерство Чечни с её строгими порядками и жёсткими ограничениями на торговлю алкоголем вопросов не вызывает, равно как и присутствие там других республик с преимущественно мусульманским населением. А вот дальше уже становится интересно. В десятку самых трезвых субъектов РФ вошли четыре из числа основных винодельческих регионов нашей страны. Это Дагестан, Кабардино-Балкария, Ставропольский край и Ростовская область. Получается, что массовое потребление натуральных вин и дистиллятов крайне благоприятно сказывается на алкогольной ситуации?
Чтобы проверить это предположение, рассмотрим ситуацию с тремя субъектами, также относящимися к основным российским регионам винопроизводства, но не вошедшими в первую десятку, — это Краснодарский край (винодельческий регион Кубань), Крым и Севастополь.
Севастополь и Крым также входят в верхнюю половину списка, занимая 20-е и 29-е места соответственно. Однако годом раньше, когда проводилось аналогичное исследование, они находились на третьем и 14-м местах. Дело в том, что, согласно методике, рейтинг потребления алкоголя рассчитывается исходя из численности населения, а за прошедший между двумя исследованиями год поток отдыхающих вырос на 21,8%. Многие из них, несомненно, активно покупали и пили местные вина и посещали дегустационные залы “Массандры” и “Солнечной долины”.
В наибольшей степени этот эффект коснулся Краснодарского края: популяризация Сочи как круглогодичного курорта и санкции привели к существенному росту туристического потока. Результат получился закономерным: в 2016 г. регион оказался в нижней половине таблицы, на 69-м месте, в то время как в 2015-м занимал 10-ю позицию.
Таким образом, потребление алкоголя в России чудовищно сильно отличается от региона к региону как количественно, так и качественно, а статистику продаж некорректно анализировать, не учитывая числа приезжих, вносящих в неё искажения. Очень ярко это можно наблюдать на примере Москвы.
В “Национальном рейтинге трезвости субъектов Российской Федерации — 2016” она занимает 28-е место — это, конечно, верхняя половина таблицы, но от идеала далековато. В то же время, согласно результатам исследования, опубликованного компанией “Клён” и посвящённого предпочтениям именно жителей Москвы, потребление алкоголя здесь не превышает 7,5 л на человека в год, в то время как в регионах, лидирующих по данному параметру, оно доходит до 20 л. Потребление водки в Москве в 2–3 раза меньше, чем в других городах; потребление пива — в 2 раза меньше, чем в среднем по России, и почти в 5 раз меньше, чем в Самаре, занимающей в стране первое место по данному показателю. При этом москвичи потребляют вдвое больше вина, чем в среднем по крупным российским городам. Почему эти данные расходятся с результатами “Трезвой России”, понятно: в 2016 г. столицу посетило 17,5 млн туристов. Кроме того, реальное население столицы намного выше по сравнению с данными переписи, причём в него входят не только трудолюбивые гастарбайтеры в оранжевых жилетах, но и вполне состоятельные программисты и менеджеры.
Теперь вернёмся к исследованию ВЦИОМа, в ходе которого было опрошено 1200 респондентов из разных регионов. Чтобы в целях репрезентативности соблюсти региональные пропорции, из этих 1200 двести должны были проживать в Москве и области, а на весь Чукотский автономный округ с его 50-тысячным населением не набралось бы и одного респондента. А если бы в каждом из 85 регионов России опрашивалось равное количество людей, то на каждый из них пришлось бы всего 14 респондентов — очевидно, что никаких серьёзных выводов на этой основе сделать нельзя.
Таким образом, столь радостные и оптимистичные результаты ВЦИОМа, по-видимому, всё же являются ошибочными из-за невозможности учёта огромных различий между регионами.
Обобщив все эти данные, что же мы можем сказать о реальном характере потребления алкоголя в России?
Во-первых, несомненно, что повышение уровня потребления натуральных вин непосредственно связано со снижением алкоголизации населения.
Во-вторых, Самарская область — родина “жигулёвского” пива и чуть ли не единственный в России регион пивного туризма, — находящаяся, по данным компании “Клён”, на первом месте по потреблению пива в России, в рейтинге “Трезвой России” занимает достаточно благополучное 26-е место. При этом по сравнению с предыдущим годом её позиции почти не изменились. Таким образом, рост популярности пива, отбивающего потребителей у водки, также ведёт к снижению алкоголизации населения — хотя и в меньшей степени, чем рост потребления вина.
В-третьих, вопреки распространённому мнению, уровень алкоголизации никак не связан с качеством жизни. По данным РИА “Рейтинг”, аутсайдером по качеству жизни в России является Республика Крым, более чем благополучная в алкогольном отношении. Чукотка неблагополучна в обоих отношениях (второе место по алкоголизации и четвёртое место среди регионов с худшим качеством жизни). Карачаево-Черкесия и Ингушетия, занимающие восьмую и девятуюпозиции среди наихудших по качеству жизни, по трезвости находятся на четвёртом и втором местах соответственно.
В-четвёртых, по объёмам дотаций, полученных в 2013 г. из федерального бюджета, на первом месте находилась Республика Саха (Якутия) (34-е место в рейтинге трезвости); на четвёртом, пятом и шестом — Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Ростовская область (пятое, девятое и десятое места по трезвости), так что дотационность региона также не оказывает однозначного влияния.
Основными же факторами, определяющими уровень потребления алкоголя, являются местные традиции, климат и ассортимент предпочитаемых напитков. А поскольку пытаться изменить традиции примерно столь же непросто, как и климат, наиболее действенным способом борьбы за трезвость населения нашей страны являются продвижение и популяризация натуральных вин и, в меньшей степени, пива — с целью вытеснения с рынка водки и других крепких напитков.
Источник: “Life”