Никита Михалков вышел из совета организации
В среду заседание коллегии Минкультуры РФ, посвященное деятельности Фонда кино, завершилось скандалом: режиссер Никита Михалков заявил о выходе из попечительского совета фонда. Он пожаловался на «безвольное» руководство организации и отдельно — на входящую в совет пресс-секретаря премьер-министра РФ Наталью Тимакову. Фонд тем временем рассчитывает на рекордную кассу российских фильмов по итогам 2017 года, а в перспективе — на рост их доли в сборах с 20% до 30%.
«Я ухожу из попечительского совета, потому что чувствую безответственность руководства фонда»,— заявил в среду на коллеги Минкультуры РФ Никита Михалков. «Это Византия. Я ничего там не решаю»,— пояснил режиссер. Его недовольство вызвал, в частности, состав попечительского совета фонда, назначенный правительством РФ в апреле 2017 года. Этот орган решает, каким проектам выделить госфинансирование на общую сумму около 3 млрд руб. в год. Проекты отбираются по итогам питчингов, на основании голосования экспертного совета.
При этом идеи господина Михалкова, по его словам, наталкиваются «на вооруженное сопротивление» входящей в состав совета пресс-секретаря премьер-министра РФ Натальи Тимаковой, которая рассматривает их «с точки зрения латентной русофобии»
«Приходит человек большой власти и возможностей, то есть телефонное право, подковерные игры,— заявил господин Михалков журналистам.— У меня нет оснований предполагать, что госпожа Тимакова не разбирается в кинопроизводстве. Но мы с ней на идеологически противоположных позициях». «Безвольное руководство» фонда, в том числе председатель попечительского совета советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, по мнению Никиты Михалкова, «не может этому сопротивляться».
Наталья Тимакова в среду напомнила, что учредителем Фонда кино выступает правительство, а сама она, будучи замруководителя аппарата правительства, представляет в фонде его интересы. «Нравится это кому-то или нет, но я курирую вопросы культуры, это мои должностные обязанности и я стараюсь выполнять их честно»,— заявила она. Заседания попечительского совета в новом составе собирались три раза. «Очень жаль, что Никита Сергеевич не присутствовал ни на одном из них. Думаю, в вопросах византийства Никита Сергеевич преуспел гораздо больше»,— заключила госпожа Тимакова.
Как пример «латентной русофобии» Никита Михалков указал на проект «Венские каникулы», который готовит «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского. Это экранизация киноповести Владимира Высоцкого и Эдуарда Володарского о сбежавших из немецкого концлагеря русском, немце и французе. У ленты большой бюджет в 750 млн руб., у фонда продюсеры запрашивали 250 млн руб., но проект отложили до следующего рассмотрения. Эта картина «категорически ставит точки над i в оценке Великой Отечественной войны с негативнейшей точки зрения», считает господин Михалков. Александр Роднянский сказал “Ъ”, что ничего об этом не знает, подтвердив, что Никита Михалков не был ни на одном заседании попечительского совета. «У сценария высокая оценка экспертного совета, а против было Военно-историческое общество и руководствующееся этим мнением Министерство культуры»,— добавил господин Роднянский.
Действующий состав попечительского совета Фонда кино сильно отличается от того, каким его хотел видеть Никита Михалков, отмечают опрошенные “Ъ” кинематографисты. Так, в январе был опубликован проект постановления правительства, по которому совет должен был пополниться министром культуры Владимиром Мединским, секретарем Союза кинематографистов Олегом Ивановым, руководителем Роспатента Григорием Ивлиевым и другими чиновниками. Но в итоге совет был сформирован с участием других людей: туда вошли гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, гендиректор «России 1» Антон Златопольский, руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков, замглавы Минобрнауки Павел Зенькович и Наталья Тимакова — то есть «вполне самостоятельные» фигуры, поясняет один из кинопродюсеров. Такой состав совета тогда публично одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев отказался комментировать заявления Никиты Михалкова. На коллегии господин Малышев сообщил, что сборы российских фильмов в этом году уже составили 6,7 млрд руб., причем их доля держится на уровне 20%. Этот год может стать для них рекордным по сборам, а в дальнейшем при условии введения протекционистских мер фонд может взять долю и в 30%, оптимистичен он. Константин Эрнст отметил, что верит в долю российского кино на уровне 22%, «а в 30% пока не очень». Чтобы ее достичь, нужно выпускать 12 «мощных российских фильмов» в год. «Не надо размывать деньги фонда, не надо давать 37 картинам»,— призвал он на коллегии. Владелец киносетей «Синема парк» и «Формула кино» Александр Мамут отметил проблему продвижения фильмов. «Каждый раз, обсуждая прокатную судьбу фильма, мы сталкиваемся с тем, что фильм качественный, хороший, но вообще без бюджета и плана продвижения»,— пояснил он.