Госдеп заказывает программы для обхода блокировок в России

Офис по борьбе с интернет-цензурой Совета управляющих по вопросам вещания (BBG) разместил тендер на поставку технических средств обхода “интернет-цензуры” иностранных правительств

В качестве целевой зоны указываются постсоветское пространство и Россия. Подрядчик, победивший в тендере, должен будет разработать техсредства и поставить их в распоряжение СМИ под управлением BBG (Радио Свобода, Свободная Европа, Голос Америки, а также аффилированные структуры и проекты).

Во-первых, в рамках тендера необходимо разработать платформу для клиентского обхода блокировок, которая как минимум должна включать системы перенаправления трафика через систему прокси-серверов, а также иметь встроенный бесплатный ВПН-сервис. В платформу должна быть интегрирована система выбора страны, в которой пользователь собирается обходить цензуру, а также соответствующая специфическая настройка для каждой такой страны.

Фото: © Shutterstock
Фото: © Shutterstock

Во-вторых, подрядчик должен будет разработать “бесклиентную сеть веб-прокси”, которая должна обладать системой динамической смены IP-адресов, а сами веб-прокси должны периодически меняться во избежание блокировки. При этом отмечается, что эти сети веб-прокси для обхода интернет-цензуры будут распространяться через аффилированных с BBG вещателей.

В-третьих, должна быть разработана система доставки электронных рассылок СМИ, подконтрольных BBG, на электронные адреса конечных пользователей, список которых подготовит само BBG, причём эта рассылка должна доставляться, минуя каналы интернет-цензуры и блокировок.

И вот тут возникает вопрос — на какие конкретно технологии, а также программные платформы, уже находящиеся в распоряжении BBG, могут быть ориентированы новые разработки. Для начала следует отметить, что на 2016 финансовый год на финансирование противодействия “интернет-цензуре” конгрессом было выделено Офису по борьбе с интернет-цензурой порядка 15 миллионов долларов. На 2017 год, как уже писал ранее Лайф, комитетом по ассигнованиям конгресса бюджет BBG был в целом увеличен более чем на 30 миллионов долларов, а все разделы, посвящённые России, были профинансированы в увеличенном объёме — и это несмотря на фиксируемое падение заинтересованности аудитории в новостном контенте СМИ, входящих в группу BBG. Профильным Офисом ведомства продвигаются такие программные продукты, как Psiphon, который даёт возможность через свой интерфейс (API) интегрировать VPN-сервисы непосредственно в приложения подконтрольных Совету СМИ, а также его партнёров.

На мобильных устройствах на базе Android также применяются сервисы Umbrella и K-9 Mail, которые, как отмечается на сайте Офиса по борьбе с интернет-цензурой, являются “надёжным средством обхода правительственных блокировок”. Мало того, помимо стандартных дополнений к браузерам, которые в основной своей массе реализуют протокол Tor, у BBG имеется и собственная облачная платформа под названием Collateral Freedom (что можно перевести как “Побочная свобода”), на которой происходит мониторинг нарушений “свободы Интернета со стороны “репрессивных правительств”, а также предоставляются инструменты разработки для профильных технических команд. А такие команды имеются, причём прямо в структуре BBG: это Counterpower Lab, которая занимается поиском и разработкой новейших методов обхода блокировок, и Red Team Lab, которая ответственна за технический аудит сторонних проектов по “освобождению от интернет-цензуры”.

Фото: © Shutterstock
Фото: © Shutterstock

Следует отметить, что ранее BBG уже размещало тендеры на создание программных инструментов для обхода блокировок своего контента, однако они касались только Крыма и Севастополя. BBG планировало нанять разработчика программы, которая будет совместима с широко и свободно доступными веб-браузерами и плагинами, например: Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Apple Safari, Google Chrome, Adobe Flash Player и Microsoft Windows Media Player. Также она будет поддерживать отображение веб-страниц с содержанием встроенного Adobe Flash и будет доступна на мобильных устройствах.

Все пакеты данных будут зашифрованы с использованием протокола Secure Sockets Layer (SSL) и протокола передачи гипертекста Secure (HTTPS). При этом особо подчёркивалось, что программа должна собирать информацию о пользователях. Храниться такая информация будет в защищённой базе данных журнала. Все данные пользователей предоставляются Совету управляющих по вопросам вещания США для их анализа. Теперь, видимо, решено перейти к более широкому географическому и контентному охвату.

В беседе с Лайфом генеральный директор компании “Ашманов и партнёры” Игорь Ашманов отметил, что при наличии технических возможностей для блокировки того или иного вида контента довольно сложно бороться с механизмами их обхода, особенно когда речь идёт о контенте в социальных сетях или на популярных площадках для видеостриминга или видеохостинга.

 — Идея прямого интернет-доступа к народу России довольно старая. Можно вспомнить американский проект прямого спутникового интернета, чтобы обеспечивать прямо с орбиты быстрый канал, затем был создан Tor в своё время как инструмент разведки, но потом американцы сообразили и пустили туда сначала китайских политических диссидентов, а потом и всех. Это прямой способ доставки до народа той или иной страны своих “месседжей”. Сейчас же, судя по всему, они анонсировали создание ещё одного способа прямого доступа. Причём нужно отметить, что переход всех сервисов в мире на протокол HTTPS — это ровно то же самое, чтобы никакой man in the middle (промежуточный субъект. — Прим. ред.) не мог осуществить мониторинг того, что там зашифрованно передаётся. Именно поэтому что Google, что Facebook, что другие сервисы перешли на шифрованные соединения, чтобы правительства “в середине” не могли проследить, что передаётся пользователю из-за рубежа, — отмечает эксперт.

Евгений Емельянов

Источник: “Life”

Ранее

Миллиард на звёзд

Далее

Одним Шведом сыт не будешь

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru