Оптимизация активов

Правление «Лукойла» одобрило продажу нефтетрейдера Litasco

Вагит Алекперов утверждает, что решение о продаже Litasco не связано с антироссийскими санкциями и компания рассматривает оптимизацию всех зарубежных активов.

Правление «Лукойла» одобрило продажу Litasco — нефтетрейдингового подразделения компании. Сделка будет рассмотрена в конце ноября — начале декабря, сообщил журналистам президент «Лукойла» Вагит Алекперов F 6. «Что касается Litasco, правление в принципе дало добро на подготовку материала, сделали поручение ответственным работникам компании представить предложения о целесообразности продажи Litasco. Мы надеемся, что к концу ноября — началу декабря такие документы будут представлены правлению, и правление окончательное примет решение», — сказал Алекперов (цитата по ТАСС).

По его словам, решение о продаже не связано с антироссийскими санкциями и компания рассматривает все свои зарубежные активы с целью оптимизации, подчеркивал глава «Лукойла». Litasco, по его словам, непрофильный актив. Источники Reuters сообщали в конце августа, что одной из причин продажи трейдера могут стать санкции. Кроме того, продажа поможет привлечь значительную часть оборотного капитала от торговой деятельности к российским проектам разведки и и добычи нефти в России. Также сообщалось, что после продажи компания может сравняться с мировыми лидерами — «постепенно Litasco станет независимым торговым домом, таким как Vitol или Trafigura».

На что меняют «окно в мир»

Продажа Litasco («окна в мир» для «Лукойла», как сказано на сайте нефтетрейдера), может стать первым шагом к продаже всех зарубежных активов компании. Высвободившиеся средства «Лукойл», скорее всего сосредоточит на освоении нефтяных месторождений в Сибири. «Лукойл» находится в санкционном списке США с 2014 года, но ему не запрещено продавать активы. Торговля нефтью, когда стандартный груз стоит более $50 млн — это капиталоемкий бизнес, требующий от торговых домов иметь в распоряжении кредитные линии на десятки миллиардов долларов, доступные десятках глобальных банков.

По мнению аналитика по нефтегазовому сектору «Атона» Александра Корнилова, бизнес Litasco значительно вырос и иметь нефтетрейдинговое подразделение с подобными объемами операций внутри «Лукойла» стало слишком обременительным. «Речь идет об избавлении от непрофильного актива», — отметил Корнилов. Корнилов считает, что полученные от продажи Litasco средства могут быть направлены на увеличение дивидендов, а также запуск новых проектов в Ираке, Мексике и Иране. Аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук также полагает, что в целом международные проекты «Лукойла» не был очень успешными, и их маржинальность несравнима с российскими. И в планах компании в первую очередь — возвращение к российским активам.

По оценке Полищука, Litasco может стоить около $3 млрд. Но «Лукойл» вполне может просить и компенсацию своих вложений в компанию. «То есть, «Лукойл» будет интересовать сумма свыше $3 млрд», — считает аналитик. Полученные деньги, по его мнению, компания Алекперова направит в первую очередь в отечественные проекты, в том числе в Баренцовом море, а в долгосрочной перспективе — в Арктике. Также речь может идти о вложениях в проекты в Узбекистане.

Покупатель российской нефти

Litasco — уникальное явление для российского нефтяного бизнеса. Похоже, это единственный нефтетрейдер российского происхождения, который не только продает чужую нефть и нефтепродукты, но и делает это в объемах, сопоставимых с поставками родственных компаний. Litasco занимает первое место в рейтинге крупнейших покупателей российской нефти по версии Forbes. Торговая компания «Лукойла» уже второй год подряд сохраняет этот статус: в 2017 году объем закупок составил 32,9 млн т, годом ранее — 35,8 млн т. В 2004 году 28% торговли Litasco выпадало на третьих лиц, в 2008 году — 40%, а два года спустя уже 52%. В 2015 это соотношение составляло 51 на 49 в пользу «Лукойла».

На рубеже 1990–2000-х годов все мировые нефтяные гиганты создали отдельные трейдинговые подразделения, и «Лукойл» не стал исключением — в 2002 году он принял решение консолидировать экспортные поставки на швейцарской дочерней компании — Litasco.  Для этого руководство «Лукойла» выбрало швейцарскую Lukoil-Geneva, еще 2000-м переименованную в Litasco (Lukoil International Trading and Supply Company). Выбор штаб-квартиры в Женеве объяснялся лояльным налоговым законодательствам Швейцарии.

Создание собственного трейдингового подразделения было недешевым удовольствием, рассказывал Forbes ранее один из источников, близкий к «Лукойлу»: вложения в капитал Litasco и гарантии перед банками были около $7–10 млрд. При создании Litasco была поставлена задача, чтобы коэффициент ROI (отношение прибыли к инвестициям) достиг 15%, но это получилось не сразу. Объемы экспорта «Лукойла» нарастали постепенно: В 2005 году трейдер продавал 87% экспортированной «Лукойлом» нефти, в 2011 году — сохранялся тот же уровень . Сейчас Litasco берет на себя все поставки «Лукойла» за пределами России.

Екатерина Еременко, Андрей Злобин

Источник: “Forbes”

Ранее

Малышка на миллион

Далее

Спасение «Атлантов»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru