Как миллиардеры зарабатывают на «Формуле-1»
Британца Берни Экклстоуна «королевские гонки» сделали миллиардером, но владельцам команд «Формулы-1» они далеко не всегда приносят прибыль.
История «Формулы-1» началась в 1950 году. Победу на первом чемпионате мира по автогонкам одержал Джузеппе Фарина на итальянском болиде Alfa Romeo. Полвека спустя суперкары итальянских производителей остаются одними из самых быстрых, а их гоночные команды, такие как Ferrari, продолжают демонстрировать высокие результаты на трассе.
Но команды борются на только за место за пьедестале, но и за рекламодателей: с подписания первого контракта Lotus с Imperial Tobacco в 1968 году началась эра спонсорства в «Формуле-1», а в 2016 году суммарные доходы команд от спонсоров составили около £550 млн. CEO выступавшей на чемпионате в 2012-2015 годах команды Lotus Мэттью Картер в интервью BBC рассказал, что один только баннер на заднем крыле болида может стоить $25 млн за сезон.
Своим созданием бизнес-империя «Формулы-1» обязана миллиардеру Берни Экклстоуну (№693 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $2,9 млрд). Он начал свой путь к руководству чемпионатом в 1949 году с участия в гонках, впоследствии стал владельцем собственной команды Connaught, а в 1979 году, являясь президентом ассоциации конструкторов «Формулы-1», впервые продал телевизионные права чемпионата. Экклстоун являлся руководителем Delta Topco, которая помимо Formula One Management (FOM), Formula One Licensing (FOL) и еще нескольких десятков фирм контролировала компанию Formula One Administration (FOA), имеющую права на получение любого коммерческого дохода от чемпионата до 2110 года.
С 2006 года гонками управлял инвестиционный фонд CVC Capital Partners, но в прошлом году «Форумула-1« сменила владельцев. Новым хозяином гоночной серии стала компания Liberty Media, принадлежащая телемагнату Джону Мелоуну (№174 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $7,7 млрд). Стоимость франшизы оценивалась в $8 млрд, но, с учетом $3,6 млрд долга, сама покупка обошлась Мелоуну в $4,4 млрд. Сделка была закрыта 24 января 2017 года. В связи со сменой владельца Экклстоун продал оставшиеся у него на тот момент 5,3% акций Delta Topco, и 23 января 2017 года был отправлен в отставку с поста президента FOM и FOA, таким образом, перестав являться руководителем чемпионата. Сейчас Liberty Media имеет единоличный контроль над «Формулой-1», по итогам 2016 года доход которой составил $1,8 млрд.
В рейтинге Forbes можно найти не только президентов «Формулы-1», но и владельцев команд чемпионата. Сразу две из них — Red Bull Racing и Toro Rosso — принадлежат основателю Red Bull GmbH австрийскому миллиардеру Дитриху Матешицу (№86 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $13,4 млрд). Red Bull Racing была основана в 2005 году на основе приобретенной Матешицем у компании Ford команды Jaguar Racing. Jaguar Racing был продан за символическую цену в $1 в обмен на обязательство инвестировать в команду не менее $400 млн в последующие три сезона. В отличие от Red Bull Racing, позиционируемой как флагман Red Bull в чемпионате, Toro Rosso является площадкой для молодых пилотов — практически все гонщики Toro Rosso были участниками программы по поддержке начинающих гонщиков Red Bull Junior Team. За Toro Rosso выступает и единственный российский пилот «Формулы-1» Даниил Квят, в 2016 году заработавший около $850 000. Суммарный бюджет двух команд в 2016 году составил £315 млн. Доходы Red Bull Racing за 2016 года составили £220 млн, а Toro Rosso за тот же период смогла заработать лишь £100 млн.
Индийский промышленник Виджай Маллья (состояние $750 млн) с 2008 года владеет командой Force India, которую он приобрел у производителя спортивных автомобилей Spyker за $123 млн. Команда никогда не позиционировалась как лидер чемпионата, ее лучшим результатом было 7 место Серхио Переса и 4 место в кубке конструкторов в 2016 году. В отличие от предыдущего владельца, Маллья смог вывести команду на безубыточный уровень, удерживая бюджет и доходы команды в размере £90 млн на 2016 год, £50 млн из которых были получены Force India от FOM.
Среди обладателей многомиллионных состояний встречаются и пилоты «королевских гонок». Самый известный гонщик Формулы-1 Михаэль Шумахер на момент окончания своей карьеры в 2012 году заработал $800 млн. Семикратный чемпион «Формулы-1» во многом обязан своим состоянием команде Ferrari, стабильно предлагающей своим пилотам одни из самых высоких зарплат в чемпионате. Вместе с Ferrari Шумахер завоевал 5 чемпионских титулов, включая победу на Гран-при Японии в 2000 году, ставшую для команды первой за 21 год.
Одному из самых молодых пилотов «Формулы-1» Лэнсу Строллу также повезло со спонсором — им стал отец гонщика, канадский инвестор Лоренс Стролл (№782 в глобальном рейтинге Forbes), чье состояние оценивается Forbes в $2,6 млрд. Лэнс стал вторым пилотом команды Williams Martini Racing, до этого он выступал в академии развития Ferrari. Однако, «Формула-1» не делает поблажек для детей миллиардеров: дебют 19-летнего гонщика на Гран-при Австралии 2017 был омрачен тем, что уже на третьей тренировке Стролл разбил машину и получил штраф с потерей пяти мест на старте.
Несмотря на высокие рекламные доходы и зарплаты гонщиков, Формула-1 является очень дорогим видом спорта: суммарный бюджет команд по итогам 2016 года оценивается британским изданием Autosport в £1,72 млрд. Реклама приносит лишь половину необходимых средств, тогда как остальную часть восполняют отчисления «Формулы-1» (Formula One Management) и поддержка владельцев команды. Например, ставшая чемпионом в 2016 году команда Mercedes имела бюджет £265 млн, £82 млн из которых поступили от спонсоров, £133 млн в виде бонуса от FOM, а £50 млн непосредственно от Daimler.
Позволить себе содержание команды могут немногие, и Международная федерация автоспорта (FIA), которая занимается организацией чемпионата и традиционно владеет 1% акций «Формулы-1», постоянно ищет способы увеличить число команд и тем самым повысить зрелищность гонок. В 2009 году президент FIA Макс Мосли хотел установить максимальный размер бюджета в £40 млн. Однако, 8 из 10 команд сразу же заявили, что в таком случае готовы будут создать свой чемпионат с аналогичным техническим регламентом, но свободный от влияния FIA, — ведь £40 млн это всего лишь 38% годовых расходов Ferrari на двигатель.
Дмитрий Назаров
Источник: “Forbes”