Антиалкогольные меры признаны экспертами неэффективными и даже вредными
На днях спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко жестко осудила госполитику в области налогообложения алкоголя, так как рост акцизов, по мнению Матвиенко, приводит к росту производства «паленой» водки.
Однако никакого изменения госполитики ожидать не приходится. Напротив, главный нарколог Министерства здравоохранения РФ, профессор Евгений Брюн на днях заявил, что борьба с пьянством продолжится в том же русле, и, кроме того, перейдет «из утопии в реальность».
«Профилактика с ношей точки зрения проста – надо ограничивать рынок и снижать спрос, – считает Брюн. – Уже выведена алкогольная продукция из палаток, но остались еще магазины шаговой доступности, это будет следующий шаг. И хотя в РФ минимальная цена водки постоянно растет, к сожалению, она все еще низкая».
Государственный курс на закрытие мелких точек торговли спиртными напитками и на ограничение времени продаж больно ударил не только по алкоголикам, но и по простым гражданам, возвращающихся поздно вечером с работы – в 23 часа хлеба уже не купишь, торговать в это время магазинам стало просто не выгодно.
Стали ли россияне меньше пить? По данным Брюна, стали. А вот независимые эксперты говорят, что нет.
«Ввели запрет на ночную продажу, и все алкогольные показатели – смертность от спиртных напитков, заболеваемость желудочно-кишечного тракта и так далее, никак на это не отреагировали», – заявил эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики, доктор медицинских наук Александр Немцов.
С ростом акцизов ситуация также довольно спорная. По официальным данным Федеральной налоговой службы, акцизные поступления от российских производителей алкоголя в прошлом году составили рекордные 242,5 млрд. руб., увеличившись на 27% по сравнению с 2011 годом.
Однако при этом настораживает тот факт, что количество «употребленного спирта» постоянно падает – по официальной статистике, россияне пьют намного меньше, чем в Европе: «Примерно 18 литров чистого спирта на душу населения приходилось в 2010 году, 16,5 литра – в 2011, сейчас – всего 13,5 литров», – радостно сообщил Евгений Брюн.
А вот Валентина Матвиенко его радости не разделяет – по ее словам, реальное потребление алкоголя вовсе не сократилось. По подсчетам спикера СФ, «третьи смены» водочных заводов уводят из-под налогообложения 150 млрд. руб. ежегодно: «Мало того что мы травим людей некачественной продукцией, так еще и теряем доходы, которые уходят в тень», — возмутилась Матвиенко.
Эксперты предупреждают – сегодня, когда самогоноварение разрешено законом, рост акцизов со временем приведет к сворачиванию легального рынка. В странах ЕС борьба с алкоголизмом сводится к переводу населения с водки, коньяка и виски на более слабые напитки. В России всё происходит с точностью до наоборот – изготовить вино в домашних условиях намного сложнее, чем бормотуху.
Не смотря на то, что размер акциза для крепких напитков растет быстрее, чем размер акциза на вино, акцизные сборы с вин падают – а это значит, что падает винное производство. В 2012 году выпуск натуральных вин упал на 9,2%, до 36,7 млн дал, а игристых — на 6,7%, до 20,5 млн дал.
По словам главного нарколога Минздрава Евгения Брюна, борьбу с пьянством надо продолжать в том же духе – а это значит, что нас ожидает очередной рост цен на спиртные напитки, выдавливание спиртных напитков из торговых точек, а также расход и без того скудных бюджетных средств, выделенных на здравоохранение, на модернизацию наркологической службы.
Поручение о модернизации наркологии президент Путин дал еще в мае прошлого года. Наркодиспансеры планируется превратить в семейные клубы трезвости. Кто пойдет туда всей семьей?
Не хотите идти в семейный клуб трезвости – и не надо. Ступайте прямиком в один из центров «Здоровье» – на эти центры Минздрав возложил задачу приучать народ к здоровому образу жизни. С 2009 года их было открыто более 500 по всей России, из них 65 – в Москве.
Деньги потрачены, результатов не видно. Если, конечно, не считать результатом озвученную Брюном статистику, согласно которой россияне пьют с каждым годом всё меньше и меньше.
Заведующий лабораторией бюджетной политики научного направления “Макроэкономика и финансы” Института экономической политики имени Гайдара Илья Соколов считает, что и экономический эффект нынешней антиалкогольной политики также весьма сомнителен – роль акцизов как заплаток для бюджета сильно преувеличена: «Акцизы на алкоголь дают всего 0,4% ВВП».
Психологи пытаются объяснить чиновникам, что русский народ пускается в пьянство от безысходности – чтобы россиянин не пил, надо создавать надежное государство, которое и пенсией обеспечит, и ребенка бесплатно выучит, и задаром вылечит, и работу даст.
У нас же пока вместо всего этого – центры «Здоровье» да рост цен на водку. Хорошенькие меры.
Александра АЛЕКСАНДРОВА