Потанин и Дерипаска смогут заработать на дизельгейте
У автоконцернов стал востребован палладий, который используется в катализаторах бензиновых двигателей, что сразу же отразилось на его цене. В понедельник его стоимость поднялась до $1 тыс. за унцию. Участники рынка надеются на дальнейший рост спроса на металл со стороны автомобильной промышленности на фоне дефицита предложения.
Большую часть мирового производства палладия (40%) контролирует отечественная компания “Норильский никель” (принадлежит Владимиру Потанину — 30,4%, и Олегу Дерипаске — 27,8%).
В 2017 году этот металл показывает один из лучших результатов среди сырьевых товаров, дорожая на 48% — это более чем в три раза быстрее, чем золото, и примерно в 10 раз — чем платина. К середине дня в понедельник платина стоила $945,29, а золото — $1305 за унцию.
В сентябре палладий стал дороже платины, это произошло впервые за 16 лет. Цены на платину, которая используется в каталитических нейтрализаторах дизельных двигателей, оказались под давлением, после того как некоторые европейские автопроизводители, в частности немецкий “Фольксваген”, признались в фальсификации тестов на уровень вредных выбросов.
При производстве каталитических нейтрализаторов для дизельного мотора “легковушки” используется в среднем около 65% платины, около 30% палладия и 5% родия. При производстве нейтрализаторов к бензиновым моторам используется около 90% палладия и около 10% родия. В среднем для изготовления одного автомобильного каталитического нейтрализатора (дизельного/бензинового) необходимо от 2 г до 5 г металлов платиновой группы.
По данным “Норильского никеля”, в 2016 году общее потребление палладия в мире составило 11,1 млн унций (316 т), из которых 78% (246 т) пришлось на производство систем контроля выхлопных газов. Промышленное потребление платины в 2016 году увеличилось на 2% до 251 т, что является историческим максимумом, из них 45,6% (114,5 т) пришлось на автопром.
Сейчас автомобили с грязными дизельными двигателями составляют около половины продаж в странах ЕС, тогда как в остальном мире они являются нишевым продуктом, следует из исследования Transport & Environment (Бельгия, есть у Лайфа).
Европейские потребители покупают семь из 10 (или 70%) дизельных автомобилей, продаваемых в мире ежегодно, в то время как США менее 1%, а Китай — менее 2%.
Для сравнения, в России, по данным информационно-аналитического агентства “Автостат”, в 2016 году потребители купили 101,3 тысячи машин (из почти 1,5 млн проданных — получается менее 10%) на тяжёлом топливе, что на 4,4% меньше, чем в 2015 году. Но, как отмечают аналитики агентства, с учётом того, что весь рынок упал на 12%, доля продаж дизельных автомобилей в России за год выросла с 7,1% до 7,7%. Тем не менее у экологически ответственных водителей есть понимание, что дизельные моторы используют более грязное топливо и сильнее загрязняют воздух, чем бензиновые собратья.
Именно поэтому доля рынка для автомобилей с дизельным двигателем в Европе может упасть вдвое к 2025 году, полагают аналитики Citigroup. Это значит, что в следующем десятилетии спрос на платину может сократиться на 300−600 тыс. унций. В то же время дефицит палладия в следующем году возрастёт до более чем 1 млн унций, а к 2020 году сократится до 750 тыс. унций.
Это вызовет рост цен на палладий и снижение — на платину.
— “Норникель” давно говорил, что более низкая цена палладия по отношению к платине не оправдана, а в целом корзина металлов платиновой группы недооценена. Мы считаем, что спрос на палладий продолжит расти и главным драйвером этого роста будет автомобильная промышленность (рост производства автомобилей в целом, увеличение роли бензиновых машин и гибридов). Прогноз цен и финансовых показателей “Норникель” не даёт, но мы ожидаем, что рост цен на наши металлы может позитивно сказаться на финансовом положении компании, — прокомментировал Лайфу ситуацию представитель “Норильского никеля”.
Аналитики Citigroup отмечают в обзоре, что пока они сохраняют благоприятный прогноз по палладию, однако риск его замещения другими металлами мешает им дать долгосрочный прогноз роста.
По мнению стратега по сырьевым рынкам Дидье Жюльена, “дизельгейт” стал лучшим “другом” электромобилей, гибрибных автомобилей и машин на бензиновых двигателях на ближайшие десятилетия.
— В Европе продается теперь меньше дизельных авто и больше бензиновых, то же самое происходит в Китае. Низкие цены на бензин помогают продажам автомобилей в Северной Америке. Во всем мире растут продажи бензиновых автомобилей. И это очень хорошо для палладия, — прокомментировал Лайфу Дидье Жюльен.
Впрочем, некоторые эксперты не уверены, что рост цены на палладий будет продолжаться долго.
— Вполне вероятно, в ближайшие месяцы мы можем увидеть её снижение, пусть даже и небольшое. Дело в том, что зачастую такие подъёмы цен имеют под собой скорее технические, а не фундаментальные факторы. В данном случае речь идёт об ожиданиях превышения потребления над предложением, то есть, иными словами, дефицита палладия на рынке. Но если он окажется не таким большим, как видится участникам рынка, либо продажи автомобилей с бензиновыми двигателями застопорятся, то палладий может подешеветь. Кроме того, надо учесть, что в долгосрочной перспективе сильными конкурентами машин, использующих бензин, являются электромобили, в которых используется в значительной мере алюминий, и они из года в год становятся всё более и более популярными, — прокомментировал Лайфу промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По его оценке, в складывающихся условиях “Норильский никель” имеет возможность для увеличения по итогам 2017 года выручки от продажи палладия примерно на $250–350 млн, если, конечно, цены на данный драгоценный металл будут находиться до конца текущего года выше отметки $850 за тройскую унцию. Соответственно, рост доходов “Норильского никеля” должен повлиять на увеличение дивидендов акционерам компании.
Цена акции “Норникеля” на московской бирже выросла в понедельник почти на 3% до отметки 10 780 рублей (это более чем на 10% ниже исторического максимума, достигнутого в феврале 2015 года — более 12 100 руб.). Рыночная стоимость компании составила 1,71 трлн руб ($29,6 млрд).
Ключевыми акционерами “Норникеля” являются компании “Интеррос” (30,4%) Владимир Потанина, UC Rusal (27,8%) Олега Дерипаски, Crispian Investments Ltd. (5,7%) Романа Абрамовича. Выручка (МСФО) за 1-е полугодие 2017-го составила $4,2 млрд, чистая прибыль — $915 млн.
Эльдар Ахмадиев
По информации: “Лайф”