Конституционный суд Молдавии признал пророссийского президента страны неспособным исполнять свои обязанности
Глава молдавского государства Игорь Додон дважды отклонил кандидатуру министра обороны, предложенную премьер-министром. Еще в сентябре глава правительства Павел Филип выдвинул в пост главы Минобороны своего соратника Евгения Стурзу. Однако Додон, ссылаясь на некомпетентность предложенной кандидатуры, дважды ее отклонил. Мало того, он выдвинул своего ставленника — Виктора Гайчука, который уже в прошлом руководил молдавским министерством обороны.
Однако, по мнению Конституционного суда, президент имеет право отклонять кандидатуру только один раз. Поэтому, с подачи оппонентов Додона, судьи сочли второй отказ назначить предложенного кандидата на должность министра обороны «неспособностью президента исполнять свои обязанности».
Не стоит думать, впрочем, что речь идет о полном устранении Игоря Додона из молдавской политики. В реальности «временное лишение полномочий» расшифровывается как право председателя парламента, который уже объявил себя исполняющим обязанности президента, назначить нового министра обороны. Им, естественно, становится, Евгений Стурзу, который выступает за евроинтеграцию Молдавии, сотрудничество с НАТО и Румынией.
Впрочем, не факт, что Додон и теперь согласится признать нового министра. «Не намерен принимать присягу господина Стурзы, даже если будет соответствующее решение Конституционного суда, вследствие чего он не сможет выполнять свои должностные обязанности», — уже заявил молдавский президент.
Тут, кстати, стоит напомнить, что Игорь Додон, выступающий за тесную интеграцию с Россией и вступление Молдавии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), отправил предыдущего главу Минобороны в отставку еще в конце 2016 года. Уволенный тогда Анатол Шалару выступал за объединение Молдавии с Румынией и был сочтен президентом ненадежным защитником рубежей государства.
Игорь Додон победил на первых с 1996 года прямых выборах президента Молдавии осенью 2016 года. Тогда он заявил, что народ, путем его избрания, поддержал восстановление тесных отношений с Россией. Додон часто ездит в Москву, а недавно был на саммите СНГ и ЕАЭС в Сочи, причем посетил последнюю встречу в качестве наблюдателя, поскольку его страна в этот союз не входит.
Однако Молдавия является парламентской республикой. Делать громкие заявления Додон может, но полномочий у него почти нет. Он вправе, как в случае с министром обороны, добиться отставки конкретного чиновника или препятствовать его назначению. Может также пытаться заблокировать отдельные законы. Но когда, например, он своим указом пытался запретить молдавским военным участвовать в совместных с НАТО учениях на территории Украины, это ни к чему не привело.
Додон понимает это и стремится добиться досрочного роспуска парламента и избрания нового состава, который, как надеется он и его союзники в Москве, будет более пророссийским и начнет прислушиваться к мнению президента. Однако большая часть молдавской правящей элиты выступает против этого. А никаких правовых инструментов для реализации своего плана в руках у Игоря Додона нет.
Теоретически, в обозримом будущем внутриполитический конфликт в Молдавии способен перерасти в силовое противостояние между президентом с одной стороны, и парламентом и правительством с другой. Однако вероятность этого не так велика, потому что у Додона просто нет контроля ни над какими людьми в погонах. В случае выхода ситуации из правового поля, Россия помочь никак не сможет, а молдавские правоохранительные органы и военные наверняка встанут на сторону кабинета министров. Так что Додону, скорее всего, придется смириться и с новым министром обороны и с решением Конституционного суда. А то как бы его совсем и окончательно не отстранили от власти.
Иван Преображенский
По материалам: “Росбалт”