Американские эксперты ставят российской экономике ультиматум

Близкий к Госдепартаменту исследовательский центр CSIS выпустил доклад о перспективах российско-американских экономических отношений

Фото: © pixabay.com

Отмечается, в частности, что российские инвестиции в США упали с $21,5 млрд в 2013 до $8,3 млрд в 2015 году, при этом американские инвестиции упали с $13,1 млрд в 2013 году до $2,95 млрд в 2016, при этом с учётом европейских подразделений американских компаний это число аналитики предлагают оценивать как минимум в три раза больше — так, в исследовании приводятся оценки американской торговой палаты, согласно которым накопленные инвестиции 90 американских компаний в России к 2017 году составили порядка $80 млрд.

Фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов

Фото: © РИА Новости / Владимир Трефилов

Примечательно, что в рамках ещё сохраняющегося экспортного потока, прежде всего, в сфере поставок сырой нефти российских марок (в первую очередь сорта Urals), американские эксперты указывают на сохраняющийся интерес местных НПЗ к работе именно с такими сортами — во многом из-за того, что показатели так называемого “крек спреда” (то есть разница между стоимостью сырой нефти и продуктов переработки в виде бензина, дизтоплива, масел и прочей химии) для тяжёлых сортов нефти сравнялись с более дешёвыми латиноамериканскими сортами нефти. Впрочем, даже ценовые колебания на североамериканском рынке могут лишь замедлить, но не развернуть тренд на “усыхание” прямых российско-американских экономических связей.

Фото: © РИА Новости / Александр Мельников

Фото: © РИА Новости / Александр Мельников

В докладе подчёркивается, что с учётом того, что на нью-йоркской бирже размещены ценные бумаги всего трёх российских компаний, а объём вложений России в американские государственные долговые обязательства продолжает последовательно сокращаться, авторы доклада подчёркивают, что пространство для экономического взаимодействия между странами продолжает всё сильнее сокращаться и его замещает условно “чистая политика”.

Во многом на это влияет сложившаяся структура экспортно-импортного взаимодействия между Россией и США, когда Соединённые Штаты закупают лишь сырье первого передела, и даже отдельные высокотехнологичные сферы сотрудничества (например, переработка американского отработанного оружейного плутония российской атомной промышленностью и совместные проекты в космосе) не могут изменить общего негативного фона.

За последние годы имеется лишь один пример масштабного замещения одного из пунктов экспорта — в сельском хозяйстве, когда Россия практически полностью прекратила сельскохозяйственный импорт из США, что стало результатом политики импортозамещения, подчёркивается в докладе.

В итоге рассматриваются два сценария. В рамках первого, в случае поверхностного и неполного исполнения существующего санкционного законодательства российская экономика будет “постепенно деградировать”. В рамках второго сценария, который подразумевает полное исполнение всех санкционных мер, введение новых, применение репрессий по отношению к “активам российских олигархов” за рубежом, практически все оставшиеся российско-американские экономические связи оборвутся, а Москва пойдёт по пути дальнейшего протекционизма.

Имеется и наименее вероятный сценарий, в рамках которого “российское руководство приведёт свою внешнюю политику в соответствие с реальным состоянием экономики”, снизит конфронтацию с Западом и пойдёт на структурные реформы со снижением роли государства в экономике, новой волной приватизации и административных и судебных реформ.

Эти призывы, звучащие из уст близких к Госдепартаменту и американскому истеблишменту аналитиков, означают, что оформляется один из векторов давления на российский политический класс в преддверии президентских выборов 2018 года и намеченного аккурат в разгар электоральной кампании обнародования американской администрацией конкретных имён и ограничительных мер, которые власти США применят против представителей российской бизнес- и политической элиты, исходя из степени её близости к первым лицам государства.

Повторяющиеся, как мантры, заклинания о необходимости приватизации и “структурных реформ”, которые начинают звучать не только из аналитических центров в Вашингтоне, но и в российском политическом поле, призваны легитимизировать в общественном сознании идеи экономической, а затем и политической капитуляции перед Западом, что невозможно без демонтажа системы государственных компаний и в целом — возвращения России на путь безусловного подчинения и отказу от суверенной экономической политики и элементов прагматичного протекционизма. Указание в докладе на период в 2018–2024 демонстрирует тот факт, что именно в поствыборный период в России могут активизироваться соответствующие силы, уже сейчас разворачивающие риторику “непопулярных мер” и возврата к “рыночным принципам”.

Евгений Емельянов

По материалам: “Лайф”

Ранее

Берега попутали

Далее

Что за стройка?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru