1 января ВТБ24 прекратит существование, присоединившись к головному банку ВТБ. Готовится масштабная смена вывесок и обновление продуктовой линейки
Банк ВТБ24, выросший из разорившегося в кризис 2004 года «Гута-банка», потеряет цифровое окончание и с января станет частью ВТБ. Это крупнейшее слияние в банковской истории России: четвертый по размеру активов банк (3,6 трлн рублей) присоединится ко второму (9,4 трлн рублей). В Петербурге у ВТБ24 в общей сложности более миллиона розничных клиентов, так что реорганизация розничного бизнеса группы ВТБ так или иначе коснется каждого третьего работающего петербуржца.
“С 1 января, даты юридического присоединения ВТБ24 к ВТБ, все розничные офисы продолжат работать по своим адресам, по тому же графику и с тем же персоналом, но уже под брендом ВТБ, – заявил в блицинтервью “Фонтанке” Михаил Иоффе, управляющий розничным бизнесом ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленобласти. – Банковские продукты и услуги по-прежнему будут доступны клиентам в полном объеме. И мы постараемся, чтобы для клиентов и ВТБ и ВТБ24 это присоединение прошло максимально незаметно”.
Объединенный розничный филиал ВТБ планирует продолжить активное развитие на рынке ипотечного кредитования Санкт-Петербурга, реализуя различные совместные проекты с крупнейшими застройщиками. Еще одним направлением работы станет развитие сервисов по дистанционному обслуживанию петербуржцев.
Кроме того, банк планирует серьезно увеличивать долю состоятельных клиентов. На сегодняшний момент клиентами розничных подразделений ВТБ в Санкт-Петербурге уже являются 118 тысяч состоятельных петербуржцев – 56% от общего числа клиентов этого сегмента в Северной столице. Из них уже свыше 40 тысяч не просто имеют счет или кредит в банке, но и являются владельцами привилегированных пакетов услуг.
Что касается сокращения персонала, то оно, в связи с присоединением ВТБ24 к ВТБ, в Санкт-Петербурге будет носить точечный характер.
“Сотрудников фронт-линии это не коснется, потому что розничные отделения как работали, так и будут работать. Понятно, что отдельные сокращения возможны в подразделениях, выполняющих одинаковые сервисные функции, но и тут нужно учитывать, что многие такие функции в розничном бизнесе ВТБ уже давно были централизованы, на базе крупных сервисных центров, работающих в Чебоксарах, Барнауле, Самаре, – пояснил банкир. – В Санкт-Петербурге и Ленобласти в розничных подразделениях ВТБ трудится около 2,5 тысячи человек, и эта цифра значимо не изменится. Мы не планируем сокращать сеть отделений после присоединения ВТБ24”.
Главными результатами присоединения ВТБ24 к ВТБ, по словам Михаила Иоффе, должно стать увеличение доли банка на розничном рынке финансовых услуг, совокупный рост клиентской базы и уровня прибыли.
В объединенном ВТБ на следующий год поставили перед собой амбициозную задачу расти в несколько раз быстрее рынка. Объем средств физлиц в банке должен увеличиться на 26%, что в три раза больше динамики рынка, рынок кредитования на 20%, объем ипотечного портфеля на 23%, автокредиты — на 30%.
– Ключевой вопрос — как они собираются это делать? Планы могут быть какие угодно амбициозные, ВТБ всегда ими отличался, но не всем им суждено было сбыться, – отметил аналитик, кандидат экономических наук, бывший руководитель филиала «Тройка Диалог» Константин Селянин.
По словам аналитика «Финам» Алексея Корнева, прогнозировать сейчас, каковы будут объемы привлечения на депозиты физических лиц, несколько преждевременно.
– Во-первых, процесс объединения даже столь близких структур – вопрос небыстрый и затратный. Во-вторых, динамика спроса на банковские услуги, в том числе и динамика притока-оттока по вкладам, подвержена множеству факторов и способна быстро меняться даже от квартала к кварталу. Так, не следует сбрасывать со счетов возможность дальнейшего понижения Банком России ключевой ставки, что существенно снижает привлекательность банковских депозитов и влечет за собой смещение инвестиционных приоритетов физлиц в сторону доверительного управления и паевых инвестиционных фондов.
Кроме того, объединенному банку придется конкурировать на розничном рынке со Сбербанком, имеющим гораздо более развитую филиальную сеть, большой опыт работы с населением, отлаженную структуру внутренних взаимодействий между подразделениями.
Поэтому, по мнению Селянина, прямая конкуренция была бы ошибкой. Объединенному ВТБ нужно сейчас искать «свою фишку».
– Копировать и создавать второй Сбербанк смысла нет. А вот создать банк, который бы отличался в лучшую сторону, это задача интересная. Например, создать банк более технологичный, чем Сбербанк, или создать банк, который имеет специализацию под малый и средний бизнес, – отметил Селянин. – Я не думаю, что сейчас банковский бизнес упирается в количество отделений.
Сбербанк закрывает точки, уходит в онлайн, и мне это направление представляется более перспективным. Речь идет о соревновании не количества активов или услуг, а качества. Это бы послужило и самому банку, и, самое главное, людям – ведь чем больше альтернатив, тем услуги доступнее для населения.
Илья Казаков
Источник: “Фонтанка.ру”