Интервью первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова с генералом Александром Лебедем было опубликовано в американском Forbes 12 января 1998 года
47-летний генерал Александр Лебедь возглавлял войска в Афганистане и в ряде межэтнических конфликтов. Будучи чрезвычайно популярным среди простых россиян, Лебедь вступил в коалицию с Борисом Ельциным во втором туре президентских выборов 1996 года, получив влиятельный пост секретаря Совета Безопасности. На этом посту он сделал то, что никто не мог сделать: остановил войну в Чечне.
После увольнения Ельциным в ходе борьбы за власть, Лебедь, «многообещающий Наполеон», ждет своего часа. Даже с поправкой на его обиды и известные политические притязания, его критика правительства Ельцина вызывает испуг.
Действительно ли возможен военный переворот, как он предполагает? Это сомнительно, учитывая деморализованное состояние российской армии. Однако, хотя Лебедь может быть и утрирует, невозможно игнорировать его мрачные прогнозы.
Кто сегодня управляет Россией?
Лебедь: На сегодняшний день существует два клана в российской политике. Первый состоит из президента и так называемых младореформаторов. Другой состоит из премьер-министра и [коммунистической] оппозиции в парламенте. Но не забывайте, президент был членом Центрального Комитета Коммунистической партии, как и премьер-министр, и лидер парламентской оппозиции. Они все из одного гнезда.
Вместе этих политиков держит то, что они всегда считали простой народ мусором, камнями у подножия пирамиды. Россия — сказочно богатая страна, но все это богатство попадает в чей-то карман.
Приезжающие в Россию иностранцы видят полные товаров магазины, дорогие автомобили и стремительно развивающийся фондовый рынок.
Им следует посмотреть за пределы Москвы. Им следует поговорить с бывшими солдатами. После 1945 года Советский Союз принял участие в 52 войнах, от Кореи до Анголы. Как в Афганской, так и Чеченской войнах участвовало по 1,5 млн солдат. Весь земной шар усеян нашими трупами. Но еще ни разу правительство не прилагало никаких усилий для того, чтобы реабилитировать мужчин, возвращающихся с боевых действий.
Взять, например, специально обученных сотрудников вооруженных сил. Сотни тысяч людей с уникальными навыками просто оказались на улице. В лучшем случае они становились охранниками; при иных обстоятельствах они находили свое место в криминальном мире. Против таких мужчин нынешние полицейские выглядят просто кучкой беспомощных ягнят. В России огромное количество охваченных гневом и болью людей, которые нацелены на уничтожение, насилие и месть.
Легко критиковать, когда Вы не у власти. Что бы Вы сделали?
Лебедь: Приватизировал бы землю и реформировал Налоговый кодекс. Тогда люди будут исполнять закон, как в любой цивилизованной стране. Но при нынешней политической системе не может быть никаких реформ. Политическая система всегда основывалась на одном принципе: раздача одолжений. Но осталось совсем мало возможных одолжений, которые можно было бы сделать. Различные регионы России отделяются от центра.
Что может изменить ситуацию?
Лебедь: Массы вооружены. Армия не получает зарплату за шесть месяцев. Да, армия коррумпирована, но это касается только высшего генералитета. Когда к Вам заходит капитан, Вам стоит его бояться — он хочет стать генералом.
Вы хотите сказать, что военные захватят власть — не генералы, а капитаны и полковники? Что может вызвать переворот?
Лебедь: Может быть, это будет женщина, чей ребенок умирает от голода или холода; она вынесет его на улицу, и толпа взорвется. Это непредсказуемая ситуация.
Переворот будет брать свое начало в провинциях. Правительству в Москве будет сказано: «Вот так, парни, у вас есть 24 часа, чтобы собрать свои вещи и убраться»
Так почему Вы поддерживаете Ельцина и присоединяетесь к его правительству, если они такие преступники?
Лебедь: Я обещал своим сторонникам, что остановлю кровопролитие в Чечне, и я сделал это. Чечня была дырой, проделанной в России. Вы могли здесь делать все — торговать наркотиками, оружием, все, что угодно. В Чечне было произведено 2 млн т нефти в год, а переработано 12 млн т; и никто не мог сказать, откуда взялись эти дополнительные 10 млн, и куда делись переработанная нефть или деньги.
Затем [президент Чечни] Джохар Дудаев решил, что стал большим и сильным и перестал делиться добычей со своими московскими спонсорами. Так что [правительство] ввело войска.
Так называемым генералам была нужна большая война хоть где-нибудь, чтобы можно было уничтожить большое количество вооружения, а потом его удобно списать. Когда Западная группа войск была демобилизована, Павел Грачев, [бывший министр обороны] и Матвей Бурлаков [командующий Западной группой войск] украли 1 600 танков и продали их на черном рынке Хорватии, Сербии и другим странам. Корреспондент Дмитрий Холодов был близок к раскрытию этого дела, но он был убит.
Вот почему генералы напали на город Грозный с колоннами танков без пехотного прикрытия. Танк в городе — как слон в яме. Ребенок может налить в нее бензин, бросить сигарету, и танк загорится.
Если Борис Ельцин предложит Вам пост в правительстве, Вы согласитесь?
Лебедь: Нет. Я заинтересован только в одной должности — президента России.
Павел Хлебников
Источник: “Forbes”