Привычные механизмы открывают возможности для манипуляций
Биткоин, обвалившийся на 30% несколько дней назад, отыграл часть падения – во вторник он торговался выше $16 тысяч. Росли курсы и других криптовалют – эфира и лайткоина. Последние события на волатильном рынке пока не оправдали мрачных прогнозов о его коллапсе. (Один из последних скептиков – трейдер Джордан Белфорт, прототип персонажа из фильма «Волк с Уолл-стрит».)
Рынок криптовалют привлекает традиционные финансовые институты и перенимает привычные инструменты. В середине декабря Чикагская товарная биржа начала торговлю фьючерсами на биткоины, позднее Goldman Sachs запустил платформу для криптовалют.
По мере сближения с традиционной финансовой системой, как считает историк экономики из Кембриджского университета Гаррик Хайлеман, криптовалюты могут стать «системообразующими». «Пока что рынок недостаточно велик, как и объем кредита, используемого при торговле, – говорит он. – Но такое [превращение криптовалют в системообразующий фактор] вполне возможно представить».
При этом с кредитом связаны те же риски, что и при традиционных биржевых операциях, – например, падение курсов из-за принудительного закрытия позиций при маржинальной торговле. Эти факторы способствовали обвалу биткоина в 2014 году, когда его курс снизился на треть всего за несколько минут. Потенциально связанные с этим механизмы могут быть использованы и для манипулирования рынком.
Кредит
Среди идеологов биткоина, как отмечает глава брокерской фирмы B2C2 Макс Бунен, было распространено негативное отношение к использованию кредита при торговле: биткоин был создан как альтернативное средство платежа после мирового финансового кризиса 2008 года, вызванного в том числе перегревом кредитного рынка. «Люди были настроены против этого, – говорит он. – Хотя следует признать, что кредит – важная часть финансового рынка».
«Я боюсь, что биткоин, становясь финансовым инструментом, может превратиться в фантом, – рассуждала создательница стартапа Symbiont, одна из ранних инвесторов в криптовалюты Кейтлин Лонг. – На рынке появляется все больше инвесторов, которым нет дела до философии биткоина. Сложившаяся ситуация способствует росту курса в краткосрочной перспективе, но своей ценности биткоин может лишиться».
Сегодня биржи допускают маржинальную торговлю (предоставление кредита для торговых операций с внесением большего или меньшего залога – маржи). Некоторые организуют ее сами, другие выступают посредниками между трейдерами. При этом биржа Bitfinex, в частности, предупреждает, что кредиторы при падении рынка могут лишиться своих средств, хотя и отмечает, что может частично покрыть их потери за счет собственных ресурсов.
Трейдеры получают кредитные средства и из других источников. «Люди берут ипотеку, чтобы купить биткоины, – сказал Джозеф Борг, директор комиссии по ценным бумагам штата Алабама. – Специально заводят кредитные карты, оформляют займы под залог недвижимости».
При маржинальной торговле падение курса означает не только риск потерять свои и чужие деньги, но и возможный запуск маржин коллов (требований брокера или биржи пополнить залог – например, если трейдер купил в кредит некоторое количество валюты, рассчитывая на ее рост, однако курс стал падать, и когда возможный убыток становится слишком велик, от игрока требуют дополнительных гарантий). Если требования не выполняются, позиции трейдера будут автоматически закрыты, его активы будут проданы по текущей, убыточной цене.
Это произошло при недавнем обвале на Bitfinex – площадке с объемом торгов в десятки миллиардов долларов. Позиции многих ее участников были принудительно закрыты, по словам одного из пострадавших, многие потеряли большинство вложенных в биржевые операции средств. При этом они утверждали, что из-за сбоя в системе не успели отреагировать на происходящее, и требовали компенсацию (некоторые предполагали, что падение началось с целенаправленной акции крупных игроков – китов – и сопровождалось хакерской атакой). Биржа отказалась компенсировать им убытки.
Серия маржин коллов и последующего закрытия позиций может вызвать цепную реакцию, которая превратит снижение курса в обвальное падение. Классический пример – биржевой крах 1929 года, ставший началом Великой депрессии. Потери тогда составили десятки миллиардов долларов, а в пересчете на нынешние деньги с учетом инфляции – сотни миллиардов.
История
Биткоин неоднократно переживал обвалы. Были эпизоды, когда курс падал более чем на 70%.
Один из примеров – обвал на Bitfinex 14 августа 2014 года. Тогда биткоин торговался на уровне примерно $550. В ходе сессии поступила серия заявок на продажу, цена опустилась до $525, на этом уровне стали поступать маржин коллы и принудительно закрываться позиции. Это запустило цепную реакцию – буквально за минуты было продано около девяти тысяч биткоинов.
Доля позиций, закрытых по маржин коллам, была сравнительно невелика – менее 10%. Однако, как считали аналитики, этого было достаточно, чтобы еще больше сдвинуть рынок вниз, спровоцировав продажу и среди других трейдеров. Курс упал примерно на 20% – до $450.
По мнению аналитика Рафаэля Даниэлли, сыграло роль поведение маржинальных трейдеров, которые пришли на рынок за месяц до этого (когда биткоин торговался по курсу выше $600) и заняли длинные позиции, ожидая роста. Одним из факторов были позитивные ожидания от введения лицензий на бизнес, связанный с криптовалютами в Нью-Йорке (такие лицензии, BitLicenses, позднее действительно появились). Но затем настроения изменились, некоторые увидели в регулировании угрозу. По мере снижения курса, как отмечал Даниэлли, было только вопросом времени, когда трейдерам, купившим биткоины по цене более $600, станут поступать маржин коллы.
Спустя несколько дней, 18 августа, обвал произошел на бирже BTC-e. Курс снизился примерно на треть – с $460 до $309, хотя затем довольно быстро вернулся почти на прежний уровень. Ситуация развивалась по сценарию, схожему с падением на Bitfinex, на форуме Reddit пользователи заявляли, что их потери исчислялись десятками тысяч долларов.
Многие связывали эти эпизоды с распространением маржинальной торговли. Хотя другие полагали, что произошла манипуляция рынком, организаторы которой использовали соответствующие биржевые механизмы. Глава аналитической фирмы Coinometrics Джонатан Левин обратил внимание на то, что за несколько дней до обвала на BTC-e резко вырос объем операций с биткоин-свопами (сделками по покупке валюты, которые предусматривают ее обратную продажу через определенное время). Такие инструменты могут быть использованы для коротких позиций: ожидая падения курса, трейдер может продать купленные биткоины, затем, когда цена упадет, купить их снова для закрытия свопа, заработав на разнице. Левин не исключил, что организаторы подобных обвалов рынка могут располагать инсайдерской информацией о длинных позициях (уровнях маржин коллов), хотя отметил, что наверняка этого не знает.
Михаил Тищенко
Источник: “Republic”