По предварительным данным, причиной инцидента с лайнером стали проблемы с двигателем: возникла вероятность включения реверса
Как стало известно Лайфу, специалисты Росавиации сейчас расследуют авиаинцидент, который произошёл в новогодние каникулы. Летевший 3 января из Череповца в Сочи борт авиакомпании “Северсталь” вынужден был срочно вернуться в аэропорт вылета. На борту Bombardier CRJ200 было 44 пассажира и трое членов экипажа. По предварительной информации, экипаж забил тревогу после того, как включилась сигнализация разблокировки механизма реверса. Включение этого режима в полёте смертельно опасно: самолёт почти мгновенно теряет скорость и валится набок. Теперь Росавиация проверит, как обслуживался этот самолёт и кто отвечал за его подготовку к полёту. Примечательно, что это уже второй за два месяца случай, когда у самолётов возникли проблемы с этим узлом.
— По предварительной информации, причиной инцидента стала индикация электронной системы централизованного контроля (EICAS) о разблокировании реверса тяги правого двигателя, — сообщил Лайфу источник в Росавиации. — Экипаж сделал всё, что нужно по инструкции для такой ситуации, и благополучно приземлился в аэропорту Череповца. На борту было 47 человек, считая экипаж. Пострадавших нет.
За полёты на самолёте с неисправностями предусмотрена административная ответственность по статье 11.5 КоАП (“Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов”). Штраф по ней может достигать 100 тысяч, а командира воздушного судна, который проглядел неисправность, и вовсе могут отстранить от полётов на год.
Тем более что к авиапредприятию “Северсталь” уже возникали вопросы по части безопасности полётов. В июне 2017-го Ространснадзор обнаружил, что сотрудники сил транспортной безопасности, обслуживающие “бомбардье”, не аттестованы. За эту и другие “дыры” в организации безопасности своего аэропорта “Северсталь” получила штраф в 50 тысяч.
Проблемный борт авиапредприятия “Северсталь”. Первый полёт совершил в 2005 году.
50-местный лайнер канадского авиазавода Bombardier летает на двух реактивных двигателях американского производства General Electric. Когда самолёт приземляется, чтобы быстрее затормозить на полосе, пилоты включают реверс двигателей. У “бомбардье” этот механизм реализован так: “юбка” двигателя отъезжает назад, открывая заслонки, которые и перенаправляют поток встречного воздуха в обратную движению сторону.
https://youtu.be/1xU9ju7GM7Q
В полёте эту “юбку” удерживают на своём месте замки. Именно о разблокировке такого замка и сообщила пилотам “бомбардье” мигающая лампочка. Потому что, если реверс по каким-то причинам включится в полёте без участия пилотов, это чревато очень серьёзными последствиями.
Так случилось в 1991 году, когда упавший Boeing-767 австрийской авиакомпании Lauda погубил под обломками 223 человека. Сразу после взлёта экипаж увидел мигание табло, предупреждающее о неисправности в системе реверса. Так как сообщение на экранах мониторов носило всего лишь предупредительный характер, то командир посчитал, что просто произошёл сбой в системе предупреждения из-за попадания влаги. Но ещё через несколько минут левый двигатель внезапно перешёл в режим реверса, то есть начал создавать обратную тягу. А правый работал по-прежнему. Возникшая асимметрия привела к тому, что 180-тонный авиалайнер резко развернуло влево. Борт опрокинулся и понёсся вниз.
По предварительным выводам МАК, именно из-за произвольно включившегося реверса упал малый винтовой самолет L-410 близ посёлка Нелькан в Хабаровском крае. Из-за технической неисправности двигатель способен сам оказаться в этом режиме — пилоты могли даже не прикасаться к рычагам.
Источник: “Life”