За пять последних лет число немецких репатриантов из стран постсоветского пространства в ФРГ только увеличивается. Если в 2012 году эта цифра составляла всего около 1800 человек, то в прошлом — уже 7134
Абсолютное большинство из них, по словам руководителя приемного лагеря во Фридланде Хайнриха Хёрншемайера, прибыло в ФРГ из России, Казахстана и Украины. В первую очередь, речь идет о молодых семьях, чьи ближайшие родственники уже какое-то время проживают в Германии.
Как считает историк из Гёттингена Альфред Айсфельд, специализирующийся на данной теме, число поздних переселенцев с постсоветского пространства будет увеличиваться и дальше. По его мнению, это во многом связано с определенными «послаблениями» в Федеральном законе 2013 года. Нововведения упростили въезд граждан немецкой национальности в Федеративную республику с целью воссоединения семей. В частности, теперь можно включать в заявление переселенца ближайших родственников и «задним числом». Пять лет назад были несколько смягчены и требования к знанию немецкого языка для пожилых людей и несовершеннолетних членов семей немецких репатриантов. Именно поэтому уже к концу 2013 года поток переселенцев с немецкими корнями в ФРГ увеличился до 2,3 тысячи. В 2014 году эта цифра составила уже 5600, а в 2015 году — около шести тысяч.
Особо примечательно, что значительный прирост числа поздних переселенцев происходил даже несмотря на новые правила, согласно которым заявители должны сдавать экзамен на знание базовых основ немецкого языка ещё до прибытия в ФРГ, у себя на родине.
Согласно последним статистическим данным, на территории ФРГ проживают около 1,8 млн. этнических немцев из стран постсоветского пространства. Сразу же после развала СССР, в Германию прибыло максимальное число этнических немцев: около 400 тысяч человек. По данным господина Айсфельда, только в Казахстане проживают еще 160 тысяч человек с немецкими корнями. «Ситуация для этих людей там не стала легче, их окружение во многом настроено националистически, поэтому у неказахов в данной стране часто меньше шансов», — считает специалист. При этом Альфред Айсфельд напоминает, что интеграция поздних переселенцев в немецкое общество происходит в большинстве случаев достаточно успешно. «И это касается даже тех ситуаций, когда приходится говорить об определенном падении по социальной лестнице. Например, в случае непризнания их диплома о высшем образовании переселенцам приходится браться за работу, которая на самом деле не отвечает их истинным возможностям», — подчёркивает немецкий специалист.
Владимир Волков
“Новый вторник”