Уличные расстрелы прохожих давно перестали быть прерогативой стран третьего мира. Благодаря наличию на руках огромного количества боевого оружия их догнала Украина
— Задержали в селе Залесье 53-летнего пьяного бывшего участника АТО, который из автоматического оружия стрелял по мирным гражданам. После чего бросил две гранаты в их двор — сообщил в “Фейсбуке” руководитель Главного управления Национальной полиции по Киевской области Дмитрий Ценов. Во время задержания преступник открыл прицельный огонь и бросил боевую гранату в сторону сотрудников полиции, которые за считанные минуты прибыли на место происшествия.
Итог — “всего лишь” двое раненых (как-никак стрелок был пьян). Могло быть и хуже — 15 февраля ветеран АТО в ходе драки открыл огонь из наградного пистолета по бойцам Национальной гвардии, охранявшим Соломенский суд в Одессе, ранив одного из защитников правопорядка. Или, например, в ночь с 4 на 5 ноября 2017 года в Днепре преступники закидали гранатами прибывший автомобиль патрульной полиции и скрылись, а копы оказались в больнице.
— Людям страшно выходить на улицу, ведь они могут случайно погибнуть в ходе участившихся перестрелок, — сообщил 8 ноября 2017 года украинскому изданию “Сегодня” помощник генерального прокурора Владислав Куценко.
Разгул вооружённого насилия странно соотносится с удивительно оптимистичными цифрами МВД о числе “стволов” на руках населения.
— По состоянию на 1 января 2018 года, по данным автоматизированных учётов, которые формируют органы полиции, зарегистрировано 663 126 собственников огнестрельного оружия, у которых в личном пользовании находятся 736 918 единиц охотничьего гладкоствольного оружия и 145 859 единиц охотничьего нарезного оружия, — говорится в официальном ответе, поступившем 6 февраля этого года в издание “Украинские новости” из Национальной полиции.
Итого якобы всего 882 777 единиц оружия на 42 с лишним миллиона наличных на Украине к началу 2018 года жителей (данные статистиков из украинского Госстата). Аналогичные цифры ранее официальные представители МВД называли не раз.
— По итогам 2016 года, согласно базы данных, на учёте органов Национальной полиции Украины в стране 878 739 человек — владельцев огнестрельного оружия. За 2016 год рост составил 10 158 человек, — написал 29 января 2017 года в “Фейсбуке” министр внутренних дел Арсен Аваков. — Все эти люди имеют в собственности и личном пользовании: 763 725 единиц охотничьего оружия (+ 9415 за 2016 год); 144 770 единиц охотничьего нарезного оружия (+ 6526); 5014 единиц охотничьего комбинированного оружия (+ 118).
Количество владельцев резко различается (на 200 с лишним тысяч) с ответом “Украинским новостям”, хотя указанных у них число гладкоствольных и нарезных “стволов” практически одинаковое. При этом в ответе “Украинским новостям” МВД почему-то забыло включить владельцев комбинированного оружия (речь про бюксфлинт, популярные на Западе 2- или 3-стволки, имеющие один нарезной и один или два гладкоствольных ствола). В общем, статистики в украинском МВД явно не на высоте.
Оценки независимых экспертов сильно отличаются, но в разы больше.
— У украинцев на руках сегодня около двух миллионов легальных ружей и карабинов. То есть в любой стандартной пятиэтажке есть как минимум 5–6 стволов, — приводит в феврале этого года “Сегодня” мнение эксперта аналитического центра “Украинский институт будущего” по внутренней и международной политике Игара Тышкевича.
Аналогичную цифру не раз называли и в Украинской ассоциации владельцев оружия.
— МВД говорит, что до миллиона единиц (“стволов” на руках населения. — Прим. Лайфа). По оценкам экспертов, военных, участников АТО, правоохранительных и разных направлений, СБУ, МВД, прокуратуры, НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины. — Прим. Лайфа), мы говорим, что где-то три миллиона единиц разного оружия. Не только пистолетов, винтовок, но и пулемётов, гранатомётов, гранат, — заявил 28 июля 2017 года в эфире телеканала NewsOne глава Службы внешней разведки Украины в 2005–2010 годах генерал армии Николай Маломуж.
О масштабах чёрного рынка оружия, в том числе боевого, можно лишь предполагать.
— На руках у гражданского населения Украины находятся значительные запасы незарегистрированного стрелкового оружия, по приблизительным оценкам, его количество может достигать пяти миллионов единиц, — говорится в отчёте “Исследование незаконных потоков оружия. Украина”, опубликованном в апреле 2017 года международным проектом Small Arms Survey, штаб-квартира которого находится в Швейцарии.
Командир батальона особого назначения МВД “Гарпун” полковник Константин Жук заявил в 2015 году “Немецкой волне”, что только из зоны АТО в руки украинцев попало около двух миллионов неучтённых боевых “стволов”.
— Я думаю, что непосредственно из зоны АТО за год мы получили 500–700 тысяч единиц нелегального лёгкого стрелкового оружия, — оценил этот поток оружия 23 июля 2015 года в интервью телеканалу ICTV председатель Украинской ассоциации владельцев оружия Григорий Учайкин. — Ничего не могу сказать вам о гранатомётах, гранатах и взрывчатке, а вот стволов пистолетов и автоматов заехало 500–700 тысяч — это как минимум.
Оправдан вывод, который озвучил 27 января 2017 года Учайкин в комментарии Украинской редакции BBC: “Украина окончательно превратилась в чёрный рынок нелегального оружия номер один в Европе”.
— В 2014-м году почувствовали нашествие, — приводит 12 февраля этого года слова Учайкина сайт Politeka.ru. — Массово появлялись нелегальные пистолеты, автоматы, взрывчатка, гранаты. Это всё превратилось в мощный теневой бизнес. Там много схем. В зоне конфликта трофейное оружие мелькает чуть ли не ежедневно. Сейчас ситуация более стабильна. Но, как только начинаются какие-то заварушки, сюда всё валом лезет.
Генерал Маломуж также признаёт, что масштабная продажа оружия из арсеналов давно стала бизнесом для украинских военных, при этом продают они его очень дёшево.
— Как неформально говорят наши командиры батальонов, что в зоне АТО это — фактически товар, дешёвый товар. Где-то чуть ли не 50, 100 гривен (курс гривны к рублю составлял тогда 2,298 к 1. — Прим. Лайфа)граната, — рассказал бывший глава украинской разведки в эфире NewsOne 28 июля 2017 года. — Приходят они в зону АТО без доллара в кармане, а после имеют автомобили, покупают квартиры и в Киеве, в престижных районах. Там это невозможно заработать даже при более-менее высоких зарплатах.
Маломуж подчёркивает, как и Учайкин в своих многочисленных интервью, что речь идёт об огромных теневых оборотах, где задействованы “представители Минобороны, правоохранительных органов, которые на этом формируют свой бизнес”.
— Мы говорим о больших потоках. Понятно, что это выход на высшие должностные лица из правоохранительных органов и окружения наших политиков… Эта модель покрывается, закрываются глаза высшим руководством государства, — заявил генерал.
Источник: “Life”