Мигранты и патенты…

Президент Фонда «Миграция ХХI века» анализирует причины провала миграционной политики 

3w2

Прочитав в «Коммерсанте» интервью главы ФМС России под заглавием «Цивилизованный кнут должен быть», на ум почему-то пришли полные сарказма слова У.Черчилля: «смерть через повешение, если казнь осуществляется по всем правилам, абсолютно безболезненна».

Какие «конфеты и морковки» для мигрантов имел ввиду глава ФМС не ясно. Может быть, грязные подвалы или комнаты в «хрущеке» на 20 человек, работу по 16 часов и зарплату в 12 тысяч? Каждодневную опасность со стороны сотрудников ФМС и правоохранительных органов?

Судя по всему, ФМС полностью утратила контроль над миграционными процессами, происходящими в стране.

Все регуляторы миграционных процессов, имеющиеся в распоряжении ФМС, оказались неработоспособными, но зато весьма и весьма коррупционноемкими.

Разрекламированный ЦБД УИГ (Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации) оказался очередным симулякром. А ведь на его разработку потрачены миллиарды рублей. Интерактивная карта, визуально отражающая данные, имеющиеся в ЦБД УИГ, которая предназначена для определения мест скопления нелегальных мигрантов, должна была кричать об опасной ситуации в Бирюлево.

О патентах. Три  года нам рассказывали, как это замечательно, как это гуманно, сколько денег они принесли в казну, сравнивали их с легализацией и почти с амнистией.

Теперь же выясняется, что «неблагодарные» мигранты не оценили по достоинству эту «конфетку-морковку» и за это их будут наказывать «цивилизованным кнутом».

Вообще история с патентами заслуживает, чтобы на ней остановиться более  подробно, поскольку она, как нельзя лучше, раскрывает «кухню» ФМС, где конструируется современная миграционная политика.

Идею с патентами озвучил и начал активно продвигать в 2007 году сенатор Слуцкер (хорошо известный в определенных кругах), проживающий ныне в Израиле. Смысл этой новации, как и интерес самого Слуцкера, был достаточно прагматичен. В России сформировалась небольшая прослойка очень обеспеченных и влиятельных людей. Жизнь, которую они ведут, требует определенного штата обслуживающего персонала. Это няни, сиделки, шоферы, охранники, садовники и далее по списку. Многие из них были иностранцами. Не секрет, что у этих людей особым спросом пользуются няни-филиппинки. Процесс привлечения иностранных работников у нас крайне забюрократизирован и даже для столь уважаемых людей порой являлся неразрешимым.

Тогда г-н Слуцкер и решил эту процедуру упростить. И  поскольку он был не один, ему это удалось. Был принят соответствующий федеральный закон, предусматривающий упрощенный порядок привлечения иностранных работников физическими лицами, путем приобретения патентов. Справедливости ради надо отметить, что это достаточно разумно и этим стали пользоваться не только очень богатые люди, но и средний класс.

Однако дальнейшие события стали развиваться по российской формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Глава ФМС, заявив, обосновывая необходимость введения патентов, что они очень востребованы и по ним будут работать ежегодно от 3 до 4 млн. мигрантов и в бюджет поступят миллиарды рублей.

Но гладко было только на бумаге. Увидев, что до озвученных цифр  ФМС  как-то не дотягивает, было принято командное решение резко повысить количество выданных патентов, применив весь имеющийся административный ресурс. Территориальным органам ФМС были спущены конкретные цифры и те ради выполнения указаний стали раздавать патенты направо и налево, порой просто их навязывая, например, при получении разрешения на временное проживание.

В результате по патентам иностранцы стали работать не только у физических лиц, но и у юридических. И вообще из-за небрежно проработанного механизма учета иностранцев, работающих по патентам, мы не знаем численность этой категории мигрантов.

Таким образом, патенты превратились из регулятора рынка труда в фактор его дестабилизирующий.

Вывод из этой истории простой. Сама миграция в ФМС стоит  далеко не на главном месте. А факторы, определяющие миграционную политику порой оказываются совсем не теми, какими должны быть.

56765

Вячеслав ПОСТАВНИН

Президент Фонда «Миграция ХХI век»

Бывший замдиректора ФМС России

 

 

Ранее

Помойные реки, мусорные берега

Далее

Как бороться с терроризмом?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru