Политики и эксперты предлагают свои методы антитеррора
Подрыв смертницы в Волгограде, в результате которого в рейсовом автобусе погибли шесть человек, а десятки оказались ранены, вновь заставил страну вернуться к теме терроризма.
Госдума в минувшую пятницу, 25 октября, сразу в двух чтениях приняла законопроект, внесенный президентом Путиным, который устанавливает уголовную ответственность за создание террористических организаций и сообществ, за подготовку боевиков. Теперь за обучение террористической деятельности, теоретическое и практическое, будут наказывать сроком от 5 до 10 лет лишения свободы и штрафом до 500 тысяч рублей. За создание террористической организации предусмотрено наказание от 15 до 20 лет и штраф до миллиона рублей, а за участие в ней – от 5 до 10 лет и штраф до 500 тысяч.
Усилена ответственность и за создание незаконного вооруженного формирования, руководство им или финансирование – от 3 до 10 лет, а за участие в нем – до 6 лет.
Новым законом также предусмотрено возмещение ущерба, причиненного террористами, за счет их родных и близких. Теперь за вред, причиненный в результате теракта, в том числе и моральный, выплаты будут осуществляться «за счет лица, его совершившего, а также за счет средств близких родственников, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве) и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений».
Вместе с этим соответствующие органы будут проверять и законность происхождения имущества у родных и близких террориста, если появятся подозрения в том, что это имущество было получено в результате террористической деятельности.
Появление этого закона, по мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, бывшего главы ФСБ Николая Ковалева, является важной формой профилактики террора, поскольку террорист теперь будет знать, что отвечать за его противоправные действия будет не только он сам, но и его родные. «Раньше жертвам теракта невозможно было надеяться на возмещение ущерба, на какую-то компенсацию. Теперь такой механизм будет создан. Естественно, что окончательное решение, конечно же, принимает суд. Но появляется инструментарий, позволяющий эти действия осуществлять», – приводит комментарий Ковалева РИА «Новости».
Как еще политики и эксперты предлагают бороться с терроризмом?
«Данный факт еще раз подтверждает, что государство и общество в борьбе с терроризмом должны быть вместе, последовательны и поступательны в своих действиях», – сказала ИТАР-ТАСС председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («Единая Россия»). «Поэтому последние президентские инициативы, направленные на то, чтобы защитить общество, не допустить вовлечение в преступную террористическую деятельность молодежь, создать дополнительные упреждающие механизмы совершения терактов, – чрезвычайно важны», – отметила Яровая.
Глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия») считает, что для предотвращения терактов нужно усилить профилактическую работу с населением. «Без заинтересованности населения ничего не получится, – сказал Сафарлиев ИТАР-ТАСС. – Надо работать с населением, а в городе – тем более». «Появился посторонний человек – моментально сообщать. Это не «стукачество», это наоборот, безопасность – твоя и близких людей», – считает депутат.
Самые радикальные меры предложил Владимир Жириновский в эфире программы «Поединок» на телеканале «Россия-1» 24 октября. Он предложил срочно ограничить рождаемость в северокавказских республиках, ввести штрафы за третьего и последующих детей в семье, а также «оградить территорию Кавказа колючей проволокой». За это высказывание глава Чечни Рамзан Кадыров в своем комментарии на «Инстаграм» назвал депутата «фашистом». Из-за предложенных Жириновским методов борьбы с терроризмом члены ЛДПР закрыли в Чечне местное отделение партии. «Это покушение на демократические принципы, которые лежат в основе российской государственности. В связи с этим мы заявляем о выходе из ЛДПР и прекращении деятельности этой партии на территории Чеченской республики», – сообщили бывшие однопартийцы депутата, добавив, что Жириновский «опустился до уровня идеологии Ку-клус-клана».
Доктор политических наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, член Совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, член Комиссии по вопросам миграции Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Майя Аствацатурова считает, что существующих мер борьбы с терроризмом в принципе достаточно.«Мне кажется, что система противодействия экстремистским силам уже отработана за последние годы, после оживления бандподполья и учащения террористического воздействия на Северном Кавказе, начавшегося в 2008 году, – сказала она агентству «Regnum». – Я не случайно сказала, что эта система приобрела многопрофильный характер. Мне кажется, что она будет развиваться в уже заданном алгоритме. Я сегодня не вижу никакой серьезной необходимости в изменении этой системы».
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин на трагедию в Волгограде посмотрел через проводимую на Северном Кавказе политику федерального центра:
«Судя по всему, у власти есть вполне адекватное понимание серьезности угрозы новых терактов, и именно поэтому в Дагестан был делегирован аварец Рамазан Абдулатипов, задача которого – сломать внутри вверенной ему республики все внутриэлитные расклады, которые федеральный центр так и не смог взять под свой контроль, – поделилися Салин своим мнением с изданием km.ru. – Он должен выстроить собственную вертикаль власти, чтобы с него уже и можно было спрашивать. Для этой цели ему были предоставлены практически неограниченные полномочия. Разумеется, кавказским этнократиям такой подход не может нравиться. Они понимают, что если Абдулатипов достигнет успеха в Дагестане, то проводимая им по указанию Москвы политика распространится и на весь регион».
Сам же руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов считает, что борьба с терроризмом пока не очень эффективна. «Но я считаю, что борьба с экстремистами, террористами пока ведется не очень эффективно, – сказал он в интервью газете «Комсомольская правда». – Все затягивается. Кроме ФСБ я не вижу другой организации, которая бы хотя бы более или менее систематически, последовательно вела бы эту работу. Поэтому нужно полностью пересмотреть формы, методы в этой сфере. И я с величайшей горечью бесконечно повторяю, что, к сожалению, Дагестан довели до такого состояния, что он экспортирует террористов и экстремистов. В этой ситуацией надо принимать меры. Это очень важно».
«Я отвечаю перед президентом и перед своим народом, я должен наводить порядок, – добавил Абдулатипов. – Но далеко не всегда мои кадровые предложения проходят. Я считаю, руководителю такой кризисной республики, как Дагестан, должны больше доверять в этом вопросе. Когда я эти вопросы ставлю, министр внутренних дел России Владимир Колокольцев относится с пониманием, председатель правительства Дмитрий Медведев – тоже. Но это надо доводить до ума. Потому что бывают ситуации, когда кадровые вопросы на местах решаются за моей спиной. Например, я предлагаю поставить в МВД представителя из другого региона. Вместо этого без согласования со мной назначается человек, известный в Дагестане совершенно другими делами. Это, я считаю, непорядок».
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов уверен, что корни терроризма на Кавказе лежат в экономике. Отсюда и надо исходить, вырабатывая меры борьбы с террористами. «На Кавказе 70 молодых ребят из сотни не имеют никакой работы, – сказал он в эфире радиостанции «Вести FM». – Там были целые производства прекрасные. Дагестан – великолепная земля, кубачинские мастера, классные виноградники, великолепные строители, многое другое. Все порушено, остановлено, в том числе, и лучшие предприятия. И ничего не остается, как бежать куда-то на заработки. Это касается Чечни, Карачаево-Черкесии». «Если там организовать как следует нормальные рабочие места и работу, покупать у них по нормальной цене все, что они производят, уверяю вас, никто сюда не побежит и будет спокойно и в Волгограде, и в Ростове, и в Москве», – считает Зюганов.
Генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда Виктор Куликов считает, что в борьбе с терроризмом надо больше работать с населением, а также особое внимание уделять искоренению коррупции и клановости.
«Нужно продолжать ту работу, которую ведет сегодня Национальный антитеррористический комитет, вовлекать больше населения в эту работу, прислушиваться к населению, повышать уровень доверия населения к правоохранительным органам, – сказал он в интервью телеканалу RT. – Террористы преследуют одну цель – посеять недоверие в обществе к власти. Нам нужно в первую очередь побороть коррупцию, которая является камнем преткновения, и большинство проявлений терроризма на Кавказе – это коррупция. Это и клановость, с этим надо бороться. В такой многонациональной стране как Россия нужно создать министерство по делам национальностей и вернуть в правоохранительных органах направление по этнической преступности. Потому что, как ни говорите, что терроризм и преступность не имеют национальности, но национальная окраска у преступности существует, и это надо принимать во внимание».
Геннадий ШАЛАЕВ