Почему впервые за долгие годы депутатов Государственной Думы отправили на внеочередные каникулы?
Неожиданно для многих последним днем заседаний верхней палаты объявили 22 февраля. Хотя изначально таким днем должно было стать 7-е марта. Но наши «народные избранники» решили «поработать в регионах», чтобы, как говорится, не наломать дров, не помешать своими выступлениями против исполнительной власти главному претенденту на победу в президентских выборах.
С одной стороны, когда в экономике дела идут не очень, падают самолеты, а в Сирии гибнут российские граждане, то совсем не говорить об этом с парламентской трибуны в период работы сессии просто нельзя. Какая же у нас тогда демократия!? С другой стороны, если нет заседаний, то с какой трибуны об этом говорить? Вот и согласились депутаты с рекомендацией из Кремля — посидеть в своих регионах, пообщаться с избирателями, чтобы голосовали на выборах за главного кандидата или, в крайнем случае, за кого-то из тех, кто никакой угрозы не представляет. А заодно — и передохнуть.
Как отмечают политологи, это прекрасно, если под рукой всегда есть парламент, который, ясно осознавая специфику момента, ловит сигналы, поступающие из кремлевской администрации и «настроен на конструктивную работу с правительством».
На самом деле, такого в истории современного парламентаризма еще не было. В 2000 году, перед первыми выборами, в которых в качестве кандидата в президенты участвовал Владимир Путин, последнее «пленарное заседание состоялась за 8 дней до выборов, в 2004 году — за девять, в 2008 году — за две недели, а в 2012 году, когда общество взбудоражили митинги на Болотной, — и вовсе за 4 дня.
Получается, что на этот раз власть опасается за то, что депутаты могут всполошить народ критикой этой власти?
Возможно, так и есть. Но, скорее всего, как отмечают аналитики и политологи, дело в другом. Принимать законопроекты, не популярные у думающей части населения, сейчас никак нельзя, потому что эта часть электората либо вообще не пойдет на выборы, либо проголосует за Явлинского или Собчак. А если, поддавшись популизму, отклонить такие проекты, это не понравится той же администрации президента. Вот и принимается соломоново решение — отправить депутатов подальше от принятия непопулярных законов.
Так, мертвым грузом (пока не пройдут выборы?) лежат законопроекты о постепенном повышении пенсионного возраста, об амнистии для заключенных в честь юбилейных и памятных дат, о налоговом бремени для отдельных категорий граждан.
К чему будоражить общество или наводить тень на плетень, нежелательную для главного кандидата в президенты. Или привлекать внимание к проколам и провалам исполнительной власти. Пусть лучше депутаты отдохнут, сил наберутся.
И им хорошо, и власти спокойнее. Да, по большому счету, и избирателям тоже. К чему им лишнее беспокойство перед президентскими выборами, треволнения, тревоги. Пусть спокойно готовятся к походу на избирательные участки. И голосуют не разумом, а сердцем. Как это уже было в июне 1996 года…
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
С другой стороны, действительно, зачем раскачивать лодку, которая тихонько плывет по реке? Пусть и хиленькая, но без пробоин же!
Андрей Князев
“Новый вторник”