На строительство полигона ТКО в Югре претендует компания с неоднозначной репутацией
Концессионера определят в феврале.
Крупный экологический объект – межмуниципальный полигон ТКО в Сургуте – получит инвестора уже в феврале. При этом некогда широкий круг интересантов, по словам осведомленных источников, сузился буквально до одной компании. Участники рынка указывают, что правительство ХМАО-Югры провело серию переговоров с потенциальными интересантами, и была разработана инициатива, позволяющая «разморозить» проект, с которым заходила «Югорская промышленная корпорация». Как указывают участники встреч, будущим инвесторам выдвинуты жесткие требования, в том числе и по формированию тарифной политики. Впрочем, публичные заявления о старте строительства полигона и мусороперерабатывающего завода побудило профессиональное сообщество региона вновь актуализировать тему территориальной схемы по обращению с отходами. В очередной раз эксперты указали на «сырость» документа, от которого зависит результат перехода на новые правила игры.
В начале февраля ответственные чиновники правительства ХМАО-Югры должны определиться с концессионером, который возьмет на себя обязательства по строительству межмуниципального полигона ТКО, а также мусороперерабатывающего завода в крупнейшем муниципалитете автономного округа – Сургуте. По словам профильных региональных чиновников, вероятнее всего, к реализации проекта приступит компания, близкая сразу двум игрокам на экологическом рынке Югре – Евгению Слюсарю и Дмитрию Рассказову.
«В настоящее время Департаментом промышленности ХМАО размещена документация на сбор предложений на заключение концессионного соглашения. Это обязательное мероприятие, рассчитанное на то, чтобы все желающие могли поучаствовать в процессе. Однако на сегодня только один инвестор проявил интерес к сургутскому проекту. Если до начала февраля никто не предложит лучше условия, то концессионное соглашение будет подписано с данным инвестором. Если до указанного срока заявятся другие участники, то процедура перейдет в конкурс», – рассказывает собеседник издания в Деппромышленности.
О планах по строительству стратегического объекта для реализации территориальной схемы по обращению отходов публично заявили местные власти. Правда, в местных масс-медиа городские чиновники ограничились краткой информацией о дислокации, мощности объекта и сроке службы. Более подробные данные появились в докладе главы города Вадима Шувалова, адресованном губернатору ХМАО-Югры Наталье Комаровой. Так, согласно документу, мощность запланированного объекта составит не менее 280 тыс. тонн. Из них 140 тыс. тонн отходов в год предназначено для захоронения, еще 140 тыс. – переработки. Расчетный срок эксплуатации полигона захоронения составляет 20 лет, завода по переработке отходов – 30 лет. Мэр Сургута также отметил, что в настоящее время земельный участок, где предполагается размещение полигона и завода, находится в аренде у ООО «ЭкоИнжиниринг-Сургут», учредителем еще год назад являлось ООО «Югорская промышленная корпорация», близкое известному в регионе бизнесмену Андрею Копайгоре. Изменения в составе учредителей произошли в декабре 2016 года, теперь потенциальная компания-инвестор принадлежит на 80% ООО «Сибирская экологическая компания» и на 20% – ООО «Эконадзор», конечными бенефициарами которых являются Дмитрий Рассказов и Евгений Слюсарь.
Сегодня факт появления этой компании в качестве основного претендента на концессионное соглашение вызвал определенные опасения у участников рынка относительно благополучности реализации проекта. Напомним, год назад компания Копайгоры буквально поставила под угрозу реализацию схемы обращения с отходами в ХМАО-Югре. На тот момент арендатор, которому были переданы земли под строительство полигона, не только не начал проектно-изыскательские работы на крупнейшей площадке в Сургуте, но и отказывался идти на диалог с властями ХМАО-Югры. В результате ответственные чиновники пригрозили расторжением договора и изъятием земельного участка.
«Конечно, никто не застрахован от повторения ситуации, но в данном случае мы предусмотрели ряд моментов. Например, смена учредителей или продажа компании невозможна без согласования с правительством. Помимо банковских гарантий, инвестор должен будет застраховать свою работу с момента забивания первого клина в земельный участок. Мы не можем говорить, что данный инвестор лучше или хуже, но тот подход, который был применен в процессе проработки условий и расчетов проекта, обсуждения рисков, говорит о том, что люди понимают, на какой объект заходят, и что им предстоит сделать», – делится мнением один из участников переговорных процессов.
В то же время чиновники регионального правительства отмечают, что сами переговоры с инвестором проходили достаточно тяжело, однако в результате разработана инициатива, которая устраивает обе стороны. Ее основными условиями, по словам собеседника издания, являются мощность не менее 180 тыс. тонн, срок строительства объекта не более 2,5 года, а также соответствие проекта существующей тарифной политике.
«Увеличение тарифа на размещение отходов неизбежно, поскольку объект дорогой. Его инвестиционная емкость составляет около 1,5 миллиарда рублей. Эти средства должны быть вложены в течение 2 с половиной лет. Другой момент, что повышение не будет превышать лимитов, устанавливаемых федеральными нормативно-правовыми актами, и растянется на срок окупаемости проекта – 10 лет. При этом механизм рассчитан таким образом, что первое увеличение тарифа появляется только 2022 году», – добавили в правительстве.
Так или иначе, приближение старта проекта правительства Югры по строительству полигона в Сургуте среди профессионального сообщества региона вновь актуализировало вопрос территориальной схемы по обращению с отходами. Напомним, документ согласован с региональным управлением Росприроднадзора в ХМАО-Югре осенью 2016 года. Полный переход на новую систему будет осуществлен до 1 января 2019 года, а выбор региональных операторов должен произойти до 1 мая нынешнего года. При этом в рамках нового плана по утилизации отходов, в Югре часть полномочий ушла к органам местного самоуправления.
Впрочем, эксперты регионального рынка терсхему региона пока называют не иначе как филькина грамота, которая требует значительной доработки. «Профессиональное сообщество сегодня настаивает, чтобы была проведена актуализация документа, который Росприроднадзор согласовывал с оговоркой «с учетом доработки». Представители ведомства неоднократно об этом говорили и профильному департаменту, который по каким-то причинам игнорирует данные замечания. В результате мы остаемся с документом, где нет завода, о котором сегодня заявляют власти Сургута, впрочем, как и многих других объектов. Кроме того, терсхема должна согласовываться с региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой идет финансирование проектов. При этом региональная территориальная схема должна пройти общественные слушания, и все корректировки в нее должны быть внесены до принятия общественностью. Сегодня вопрос актуализации документа находится на контроле у губернатора. На каждой встрече с главами муниципалитетов Наталья Комарова буквально прописывает первоочередные шаги, которые должны быть сделаны муниципалитетами для реализации проекта», – обрисовывает один из участников профильных совещаний.
При этом окружные чиновники в очередной раз подчеркивают необходимость начать работу по созданию новых объектов по утилизации отходов в кратчайшие сроки. «Не стоит забывать, что сегодня Югра только наполовину обеспечена площадками для размещения отходов. И чем быстрее мы начнем работу именно по созданию новых объектов, тем быстрее получим результат. Наш регион достаточно сложный – 500 тысяч квадратных километров на 1,5 миллиона человек. Большая территория и удаленность муниципалитетов не позволяет нам, как в Челябинске, построить один объект и обеспечить тем самым потребности сразу 2/3 населения области. Поэтому мы вынуждены строить несколько полигонов и принимать сложный перечень управленческих и экономических решений», – резюмировал собеседник в правительстве ХМАО.
Ирина Неплюева
Источник: “Правда УрФО”