Рынок на 6,7 миллиарда поделят между «своими»
Вывоз мусора в 34 муниципалитетах отдадут трем крупным компаниям.
Оператор рынка твердых коммунальных отходов(ТКО) Свердловской области ЕМУП «Спецавтобаза», получивший полномочия по контролю за рынком мусора в Екатеринбурге и еще трети всех муниципалитетов региона, начал торги по мусороперевозкам. К процессу подключают лишь крупных игроков – всю восточную зону отдадут трем компаниям, которые смогут привлекать субподрядчиков. Между тем участники рынка ссылаются на то, что уже сейчас идет активный переговорный процесс: контракты на вывоз мусора, по словам источников, будут отданы лишь тем, кто «готов делиться», в то время как «за бортом» могут остаться даже предприятия, имеющие обновленный парк техники. Собеседники в отрасли указывают, что рынок фактически будет аккумулирован в руках предпринимателей, представляющих традиционный для Екатеринбурга «бизнес-актив Уралмаша», поскольку возглавляет ЕМУП «Спецавтобаза» близкий к группе Нафик Фамиев. В компании отмечают, что уже разработали программу по соглашению, объем которой составит 6,7 млрд рублей. При этом предлагают освоить данные средства не за 12 лет, а за 4 года, а рынок уже начал строить конспирологические версии «о вмешательстве братвы».
ЕМУП «Спецавтобаза» объявило конкурс на выбор подрядчиков по вывозу мусора в Екатеринбурге, а также муниципалитетах Восточного и Южного управленческих округов – фактически в трети всей Свердловской области. Победителями могут стать только крупные компании.
О подробностях конкурсных процедур сегодня рассказал директор «Спецавтобазы» Нафик Фамиев. По его словам, всю территорию Восточной административно-производственной зоны, по которой предприятие осуществляет полномочия регионального оператора ТКО и в которую входит 34 муниципалитета, разделили на три лота. В каждый вошло 2-3 района Екатеринбурга, а также отдаленные территории.
«Мы не хотели создавать ситуации, когда все захотят обслуживать Екатеринбург, и никто не пойдет работать в удаленные территории. Сейчас мы тоже не знаем, кто придет, но это будут крупные компании. Тот оператор, который выиграет, сам определит, сколько ему нужно будет транспорта», – пояснил Нафик Фамиев.
По словам замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егора Свалова, в конкурсной процедуре также прописаны возможности субподряда – победитель конкурса сможет привлекать более мелкие компании. Это, по оценке чиновника, может дать экономию до 30%.
В числе формальных требований к перевозчикам, перечисленных в конкурсной документации, указано наличие собственного транспорта, GPS, организация учета и отчетности, залоговые суммы, а также банковские гарантии. По словам Нафика Фамиева, конкурс завершится в третьей декаде апреля, после чего дальнейший порядок действий по переходу на новую систему обращения ТКО будет согласовываться с главами муниципалитетов, а также победителями конкурса. Сами договоры с подрядчиками пока заключаются на один год, региональный оператор выбран на 12 лет.
Между тем представители отрасли сообщают о начавшемся «активном нервном переговорном процессе». По собственным оценкам руководителя одной из компаний, осуществляющих управление жилфондом в Екатеринбурге и имеющих собственный парк техники, главам компаний «уже заявили, что придется делиться», в противном случае «никто не получит субподряды».
«Даже если у нас есть хорошая техника, не факт, что мы будем в работе. Есть центр, и он говорит, как мы понимаем, что с ним нужно делиться. Понятно, что будут разыграны конкурсы, но и также понятно, что кому-то не дадут их выиграть. Желающих слишком много, и у оператора будут свои подрядчики и субподрядчики», – поделился суждением на условиях анонимности собеседник издания.
На коммунальном рынке между тем отмечают, что фактически треть всего рынка по перевозке и переработке ТКО могут «замкнуть на себе люди, которых причисляют к выходцам из уралмашевской группировки». «Фамиев – это человек Уралмаша, наверное. И теперь они смогут контролировать не только большую часть жилфонда в Екатеринбурге, но еще и весь рынок ТКО в городе и в третьей части области», – рассказал изданию директор управляющей компании.
В Министерстве энергетики и ЖКХ при этом обещают жесткий контроль за участниками рынка, однако не оговаривают санкции. Как пояснил обозревателю «Правды УрФО» региональный министр Николай Смирнов, основные претензии, предъявляемые к подрядным организациям, будут распространяться и на субподрядчиков. В случае неисполнения обязательств по перевозку мусора претензии и штрафы лягут на крупную компанию, которая будет обслуживать одну из трех зон.
Сегодня Нафик Фамиев также заявил, что основные пункты соглашения, заключенного на 12 лет, можно реализовать за 4 года, включая строительство мусороперерабатывающих заводов и новых полигонов ТКО. Объем программы, разработанной в МУП «Спецавтобаза», составляет 6,7 млрд рублей, которые поступят за счет тарифных платежей, а также инвестиций в строительство инфраструктуры. Отметим, тариф будет утвержден РЭК не позднее 1 июня, он не будет превышать предельный в 669 рублей на кубический метр. В МинЖКХ объясняют, что будут дотировать разницу.
«В составе тарифа есть величина, которая, согласно законодательству, перейдет из статуса жилищной услуги в коммунальную услугу. Соответственно, плата за жилищную услугу уменьшится, а по коммунальным услугам действует защита населения, и если будет резкий скачок, то будет и компенсация из областного бюджета», – пояснил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
По его словам, с точки зрения строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, в ведомство уже поступают предложения от инвесторов, готовых обустроить соответствующую инфраструктуру за 2,5 года. Стоимость одного предприятия оценивается в 1,5 млрд рублей. Однако в первую очередь в МинЖКХ предлагают возводить небольшие мусоросортировочные предприятия, которые появятся в регионе уже через полгода-год. Отметим, на данный момент в области функционирует мусороперерабатывающий завод в Арамиле и Каменске-Уральском, подписаны соответствующие соглашения по Красноуфимску и Первоуральску.
Что касается полигонов ТКО, то для Екатеринбурга намерены увеличивать полигон «Северный» возле Верхней Пышмы, а также строить новую площадку с южной стороны, однако регоператор указывает на проблемы с выбором земельного участка.
«По югу сложно, так как сейчас нет конкретного земельного участка, и очень много ограничений: должно быть не менее 15 км от аэропорта, не должно быть лесов, есть требования по санитарной зоне, участок должен быть в статусе земель промышленного назначения, таких площадей сейчас просто нет», – пояснил Нафик Фамиев.
На данный момент регоператор рассматривает возможность расширения полигона в Белоярском ГО после получения соответствующей лицензии. В «Спецавтобазе» также предлагают начать на полигоне производство топлива RDF, которое планируют поставлять на цементные заводы. Полигон «Северный» также будет увеличен за счет предоставления дополнительного участка земли – этот вопрос сейчас прорабатывают с администрацией Верхней Пышмы.
«Только «Северного» нам не хватит – мы и так вынуждены возить мусор через весь город, и там на севере еще Березовский, Верхняя Пышма, есть еще Первоуральск. Нужно искать новую площадку или дорезать старую. На юге у нас огромные территории, которые нужно аккумулировать, и строить здесь суперсовременный полигон, чтобы захоранивать минимальное количество мусора и производить топливо», – отметил Нафик Фамиев, подчеркнув, что большинство новых центров по переработке отходов будут размещаться в тех местах, где уже есть полигоны или сортировочные центры.
Отметим также, что в МУП «Спецавтобаза» готовятся к акционированию, однако опровергают информацию о приватизации предприятия «в пользу третьих лиц». На данный момент уже составлен график мероприятий в рамках подготовки к акционированию, компания готовится к аудиту, а уже в августе итоги проверок и все документы будут сданы в Департамент по управлению муниципальным имуществом, который и примет решение. Руководство предприятия подчеркивает, что 100% капитала сохранится в собственности муниципалитета. Это официальная версия.
Полина Мудрова
По материалам: “Правда УрФО”